Лилияна Стручкова
Формирование социального интеллекта у детей с ОВЗ средствами музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ социальных качеств и воспитания гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Следовательно, развитие социального интеллекта должно быть одним из основных направлений в работе педагогов детских садов, в том числе и музыкальных руководителей.
Актуальность
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Формирование необходимых знаний и умений в детях с ОВЗ как раз и является основной задачей совместной работы психолога и музыкального руководителя.
Цель: формировать у детей способность правильно воспринимать социальные ситуации и умение прогнозировать их развитие.
Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми с ОВЗ подготовительной группы детского сада с низкими показателями уровня развития социального интеллекта. Она состоит из двух блоков, каждый из которых включает в себя 6 занятий.
Первый блок занятий называется «Волшебный город эмоций».
Задачи: расширение представления об эмоциях; развитие умения выражать свои эмоции при помощи мимики и пантомимики; знакомство с музыкальными произведениями, передающими разное настроение людей; развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации, умение осознавать свои чувства, понимать собственное эмоциональное состояние.
В начале занятий первого блока ребята входят в сказочный мир, танцуя под определённую музыку. «Встреча с эмоциями» осуществлялась через игру с зеркалом. Работая с контурными фигурами, дети учатся находить на своем теле «местечко», где «живет» та или иная эмоция, и обозначать его с помощью цвета. Данное упражнение способствует развитию произвольного улавливания ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц в теле.
Занятие заканчивается под музыку при помощи двигательных упражнений, направленных на проживание конкретных эмоций, способствующих снятию мышечных зажимов, развитию доверия у детей.
Второй блок занятий называется «Сказочные истории».
Задачи данного блока - развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать; закрепить, расширить у детей полученные ранее сведения, относящиеся к их социальной компетентности; формировать представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.
Занятия второго блока проводятся с элементами сказкотерапии.
Сказки используются медиативные, для накопления положительного образного опыта, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Дети на каждом занятии «гостят в домике у определенной эмоции», и «житель этого домика» рассказывает им свою историю. В домике Радости – Резвушка, в домике Грусти – Плакса, Злости – Злюка, Страха – Бояка и т. д. Для обобщения и закрепления тем в данном блоке проводится тесное сотрудничество с педагогом психологом нашего детского сада и проводится интегрированные занятия.
С целью создания благоприятного эмоционального фона при знакомстве с содержанием сказки используется фоновая музыка. Ведь музыка, развивает способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни.
Для работы использую фортепиано, муз. центр, диски, музыкальные инструменты, проектор, ширму, маски, элементы костюмов, карточки эмоций, контурные фигуры, изображающие различные эмоции.
Рекомендации по организации занятий
Продолжительность занятий: 30 мин.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Количество детей : до 10 человек.
Анализ результативности
Для прослеживания динамики развития детей ОВЗ проводится совместная диагностика с педагогом психологом в начала и в конце года. Исследуя способность детей видеть логику развития ситуаций и смысл поведения людей в тех или иных ситуациях.
Процедура тестирования: ребенку дается семь картинок с нарисованными элементами выражения эмоций и эмоциональных состояний. На двух рисунках с лево, разными способами изображено одно и то же чувство состояния человека. Среди четырёх остальных с право, ребёнок должен найти те чувства, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.
Обработка результатов: за правильность выбора рисунка из изображений с правой стороны начисляется 1 б. и 1 б. за верное название изображённых на каждой карточке чувств.
Итоги тестирования: низкие значения ниже (9 баллов) свидетельствуют о сниженной способности воспринимать социальные ситуации и слабо развитой возможности правильно прогнозировать развитие ситуации.
Максимальное значение выше (от 9 до 14 баллов) соответствует хорошему развитию социального интеллекта, что позволяет детям легко справляться с ситуациями общения и обеспечивает им достаточный уровень адаптации к жизни и способность освоить социальную роль будущего ученика.
Критерием эффективности проведё нной работы можно считать: развите эмоционального компонента социального интеллекта, преобладание положительных эмоций, умение сдерживать нежелательные эмоции или использовать приемлемые способы их проявления, не причиняя вреда окружающим.
Таким образом коррекционная работа по развитию социального интеллекта с детьми ОВЗ средствами музыкальной деятельности способствует широким социальным контактам с различными людьми (близкими, сверстниками, поэтому нужно продолжать повышать знания ребёнка относительно тех или иных социальных событий, в которых он принимает участие.
Использованная литература
Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. –Издательство «Композитор» - СПб,2007.; М. А. Федосеева Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» - Издательство «Учитель» 2015г. гор. Волгоград.