Татьяна Ничкасова
Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности
Ранний возраст – это дети второго-третьего года жизни. Это самый благоприятный период для развития ребёнка, когда кора больших полушарий мозга ещё окончательно не сформирована. Целенаправленная и систематическая стимуляция мозговой деятельности через развитие мелкой моторики, приводит к развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.
Публикация «Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности» размещена в разделах
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий. Учёными доказано, что уровень развития речи, психическое и физическое развитие ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформирванности тонких движений пальцев рук.
В своей работе для развития мелкой моторики малышей, а значит, и интеллектуально-творческих способностей, я использую различные игры и пособия. Наша промышленность в большом количестве выпускает разнообразные по сложности игры и игрушки для малышей. Это всем нам привычные мозаики, балансиры, конструкторы, пазлы, вкладыши и т. д.
Например, кукольный домик. Сам внешний вид дома, его конструкция уже позволяют ребёнку прикоснуться к эстетике, к практичной функциональности. Наличие кукольной мебели позволяет ребёнку получить первый дизайнерский опыт в оформлении комнат и холлов. Ролевая игра в паре с другим ребёнком с куклами «мама» и «папа» приводит к развитию умения взаимодействовать между собой. Развиваются речевые способности детей.
Конечно же, такие игрушки сейчас стоят очень дорого. Но можно их выполнить и своими руками. Например, из жёлтого картона вырезать круг и попросить детей прикрепить прищепки. Можно попросить детей выбрать только жёлтые прищепки. Получится солнышко. А если выбрать белые прищепки – получится ромашка. Так можно сделать осьминога, рыбку, кактус, ёжика и так далее. Здесь тоже большой простор для фантазии.
В раннем возрасте детей уже можно знакомить с карандашом и кисточкой. Но таким детям больше нравиться рисовать ладошками и пальчиками. Рисование ладошками позволяет детям развить не только творческие, но и сенсорные способности, провести своеобразную исследовательскую работу с краской.
Дети приходят в восторг от того, что пятно от ладошки может превратиться в птичку лошадку или собачку.
Если вас останавливают пятна краски не только на листе бумаги, но и на предметах вокруг, то тогда можно использовать поднос с песком или мелкой крупой. Дети могут большое количество времени сосредоточенно и целеустремлённо пересыпать, разделять, разглаживать и рисовать, то есть развивать свои творческие способности и мышление.
К концу шестого-седьмого года жизни развитие соответствующих зон больших полушарий головного мозга в основном заканчивается. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие не только на развитие творческих способностей и творческого мышления, но и на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.