Папки-передвижки

Исследование нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР

татьяна фомина
Исследование нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР

Исследованию нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР

1. Исследование звукопроизношения

Исследование состояния звукопроизношения проводится с использованием традиционных методов в логопедии. При обследовании определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, пропуск, замена, смешение) в различных фонетических условиях :

- при изолированном произношении;

Публикация «Исследование нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)

- в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);

- в предложениях.

2. Исследование фонематических функций

2.1. Исследование фонематического восприятия

При обследовании фонематического восприятия оценивается умение дифференцировать фонемы на основе слухопроизносительного анализа и слухового восприятия.

2.1.1. Исследование слуховой дифференциации

Диагностическое задание №1

«Метод узнавания и различения фонем, близких по звуковому составу» Цель: выявить у детей способность узнавания и различения фонем, близких по звуковому составу слова.

Оборудование: картинки с изображением пары предметов (мишка-миска, танки-банки, бочка-почка).

Дифференциация твердых и мягких звуков: зовет-завод, мишки-мышка, мыло-Мила, ел-ель, угол-уголь, лук-люк, Юля-юла, галка-галька, ложка-Лешка.

Дифференциация звонких и глухих звуков: сова-софа, Феня-Веня, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почки-бочки, пашня-башня, запор-забор, тушь-душ, катушка-кадушка, уточка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, сахар-Захар, шар-жар, Луша-лужа, уши-ужи.

Дифференциация плавных сонорных звуков: марка-майка, рама-яма, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, рак-лак, гроза-глаза, руковица-луковица, Марина-малина, жарит-жалит.

Дифференциация шипящих и свистящих звуков: мишка-миска, усы-уши, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, носы-ножи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, платит-плачет, телка-челка, катается-качается, Светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, ночь-нож.

Инструкция по выполнению задания: Экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, дает ему следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Затем перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы и задаются вопросы: «Где крыша? Где крыса? Где крыша?» И т. д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, чтобы избежать случайного выполнения задания. Логопед медленно и чётко произносит название картинки, а ребенок отыскивает нужную и показывает ее логопеду.

Другим вариантом данного задания может послужить следующее задание: Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: лак, рак, мак, бак и т. д. Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.

Оборудование: набор картинок.

Инструкция по выполнению задания: На столе находятся несколько картинок. Логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладошки, если картинку логопед называет правильно, если неправильно – не хлопать. Слова: мегемот, бегебот, дигимот, бегемот. Контета, конфета, фонфета, накфета. Медмеди, надмеди, медведи, ведмеди. Витамин, метанин, фитанин, нитанин.

Критерии оценки:

5 баллов – правильное узнавание и различение звуков, близких по звуковому составу с первого предъявления;

4 балла – имеются единичные случаи ошибочного узнавания и различения;

3 балла – правильное узнавание и различение звуков, близких по звуковому составу со второго предъявления;

2 балла – нарушение узнавания и различения звуков, близких по звуковому составу после 3-4 предъявлений;

1 балл – невозможность выполнения.

Диагностическое задание №2 по методике Т. А. Ткаченко «Дифференциация слогов» Цель: выявить уровень сформированности навыка выделения заданного звука из ряда звуков. Инструкция по выполнению задания: Логопед предлагает хлопнуть в ладоши ребенку, когда он услышит слог со звуком «м». Ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

Критерии оценивания:

5 баллов – правильное выделение звука;

4 балла – имеются единичные ошибки;

3 балла – правильное выделение звука со второго повторения;

2 балла – выделение звука при повторении 3- 4;

1 балл – невозможность выполнения.

2.1.2. Исследование слухопроизносительной дифференциации

А) повторение серий слогов:

Процедура: ребенку предлагается повторять за логопедом серии слогов, отличающиеся только одним звуком.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй».

Речевой материал:

1) ба – па, па – ба,

2) са – ша, ша – са,

3) ша– жа – ша, жа – ша – жа,

4) ца – са – ца, са – ца – са,

5) ра – ла – ра, ла – ра – ла.

Б) повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками) :

миска—мишка, уточка—удочка, почка—бочка, лес—лещ, суп—зуб, лук—люк, рожки—ложки и др.

Оценка результатов:

5 баллов – точное, и правильное воспроизведение слоговой структуры,

4 балла – допущены единичные ошибки при выполнении задания,

3 балла – первый слог воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба – па, ба – па,

2 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском,

1 балл – отказ, невозможность восприятия

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольниковДидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольников Актуальность У детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи неравномерное распределение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 21 апреля 2025 в 15:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем татьяна фомина (УИ 887724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных