оляс любовь ивановна
Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
С самого раннего возраста ребенок, наблюдая за взрослыми, познает мир, осваивает бытовые и социальные навыки, учится устанавливать отношения со сверстниками, получает элементарные представления о труде взрослых и др. Но если простому ребенку это дается легко, то детям с интеллектуальными нарушениями намного сложнее. Такие дети имеют свои особенности. Им не нужна жалость или слезы, им нужна забота и внимательное отношение, а также система работы по формированию социально-бытовых навыков и умений.
Публикация «Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Как показывает практика такие дети становятся беспомощными в жизни, потому что не могут взаимодействовать с другими людьми из-за поведенческих особенностей, им трудно правильно оценить свои действия и поступки, у них низкий уровень представлений об окружающей действительности, не сформированы мотивы к бытовой деятельности, такие дети в жизненных ситуациях не способны применить знания, которые они получили.
Главной задачей педагога является формирование социально - бытовых знаний, умений и навыков, а также развитие умения применять эти знания в различных жизненных ситуациях.
Многие ученые (К. П. Павлова, Т. Н. Стариченко) говорят о важности организации системной работы, которая в комплексе с образовательной деятельностью поможет достичь результатов в социально-бытовой адаптации.
В первую очередь работу по формированию социально - бытовых знаний, умений и навыков нужно начинать с развития навыков самообслуживания. В режимных моментах в течение всего дня ребенок получает целостное восприятие того, что он делает. Например, можно долго говорить зачем нужно мыть руки и как правильно это делать, но, только когда эти действия ребенок будет повторять каждый день под руководством воспитателя, вырабатываются навыки, которые в дальнейшем перейдут в привычку. На каждом этапе деятельности педагог проверяет правильность выполнения действий ребенка, предупреждая формирование ошибок в дальнейшем.
Для того, чтобы ребенок понимал для чего нужно чистить зубы, причесываться, застегивать пуговицы, следить за своим внешним видом, педагог должен развивать мотивационную часть данной темы. Мотивы связаны с эмоциями, которые возникают у ребенка в процессе деятельности. Поэтому воспитатель должен положительно мотивировать ребенка на определенную деятельность, чтобы в процессе он получил удовлетворение от своих действий.
Дети с интеллектуальными нарушениями сильно зависят от воспитателя. Поэтому педагог может эмоционально выражать свое отношение к поступкам ребенка, его поведению в различных ситуациях, например, положительное отношение, когда ребенок следит за своим внешним видом, отрицательное, когда вещи неухоженные.
Таким особенным детям нужно давать поручения, например, заправить свою кровать, помочь воспитателю протереть листья растений. Совместная работа помогает ребенку чувствовать себе нужным в этом обществе, способствует лучшей сформированности социально-бытовых навыков.
Если ребенок овладел определенными действиями, то можно предложить ему обучить этим действиям других детей. Ребенок любит демонстрировать свои умения не только взрослым, но и сверстникам. Обучая других, ребенок закрепляет свои умения в определенной деятельности.
Большое значение в процессе формирования социально-бытовых умений и навыков имеют методы и приемы, которые использует в своей работе педагог.
Таким образом, система работы представляет собой организацию деятельности по усвоению необходимых в жизни социально-бытовых знаний, умений и навыков. Дети с интеллектуальными нарушениями получают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в социальной среде.