Татьяна Шкомлотова
Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности»
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Публикация «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Цели, задачи и основная идея инновационного проекта (программы)
1.1. Тема проекта : «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности»
1.2. Цель проекта : повышение качества работы ДОУ на основе создания экологообразовательной среды в ходе развития экологического взаимодействия в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности.
1.3. Задачи проекта : - разработка, апробация и внедрение комплексной программы инновационной деятельности на основе современных педагогических технологий и методов обучения дошкольников;
- повышение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС,
- формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности экологической направленности;
- включение педагогов ДОУ, воспитанников, родителей, представителей общественности в систему эффективного социального партнерства;
- создание банка данных экологообразовательных инициатив решения локальных экологических проблем;
-оценка функционирования и диагностика эффективности инновационной программы;
- распространение опыта по преобразованию образовательного пространства, созданию экологообразовательной среды, вовлечению родителей и др. социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ;
- составление экологического паспорта ДОУ.
- формирование позитивного имиджа ДОУ.
1.4. Идея инновационного проекта : Дошкольное образовательное учреждение представляется нами как самоорганизующаяся система, способная выявить нравственно-экологический потенциал своего развития через возможности: - ранней актуализации индивидуальных способностей детей в условиях выбора ими экологообразовательной деятельности, взаиморазвивающего влияния педагога и ребенка, формирования культурно-нравственных ценностей дошкольников с учетом многообразия интересов в детском коллективе и социуме; - учета потребностей родителей, педагогов в условиях экологического взаимодействия;
2. Программа реализации инновационного проекта (программы)
2.1. Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Понятие экологической культуры соединяет в себе : знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Направления экологического образования и воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как: проектные методы, естественнонаучные методы, социально-игровые методы, компьютерные технологии.
. Реализация данного проекта возможна в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инфраструктуры в системе образования»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013- 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ 22.11.2011 года 2148-р).
2.2. Этапы, содержание и методы инновационной деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу:
1. Организационно-подготовительный: выявление интересов и потребностей детей, родителей, педагогов, научной общественности.
2. Внедренческий: моделирование и внедрение программы инновационной деятельности в образовательный процесс ДОУ.
3. Результативно-обобщающий: обобщение и распространение опыта, итоговая диагностика.