Лучший педагог года

Формирование сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх

Ирина Просёлкова
Формирование сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование известного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.

Сенсорное развитые ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Формирование сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх» размещена в разделах

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области цвета - являются так называемые хроматические цвета спектра - (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).

Цвет - это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Это одно из наиболее ярких выразительных средств используя, его дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить.

Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно цвет имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, оно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Сенсорное развитие детей с нарушениями речи – имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании этих свойств словом. даже в старшем дошкольном возрасте воспитанники логопедических групп путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Справедливо считать, что сенсорное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития в дидактических играх, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Эту тему рассматривали выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Деклори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. С. Выгодский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др. Педагоги Пилюгина Э. Г., Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Новоселова С. Л, Т. В. Башаева и др. разработали специальные занятия, дидактические игры, упражнения, способствующие сенсорному воспитанию детей.

Также проблемой формирования сенсорного эталона цвета в дидактических играх занимаются профессор Н. М. Щелованов, Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, М. В. Ильина, С. А. Козлова, А. В. Захарова. Которые утверждают, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее способы обследования предмета, сенсорные эталоны.

Актуальность опыта.

Работаю по теме: «Формирование сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх» и считаю, что проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является одной, из наиболее актуальных в современной педагогике.

Сделала вывод: что сенсорное воспитание с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предмета, сенсорные эталоны. Я считаю, что недостаточная разработанность проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет считать тему работы актуальной.

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств - предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Мною был сделан вывод, что дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в овладении сенсорными эталонами. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств - словом. Воспитанники логопедических групп путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

В опыте работы большое значение, я уделяла психическому развитию ребенка. Закреплению чувственного опыта в слове, то есть формированию полноценных представлений предметов. Где ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками - сенсорными эталонами, возросла точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства.

Наиболее эффективным средством для обогащения сенсорного опыта детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Использование дидактической игры на проводимых мною занятиях в формировании сенсорного эталона цвета происходило в неразрывной связи с логическим мышлением, воображением, умственным воспитанием.

Поэтому я пришла к мнению, что сенсорное развитие детей с нарушениями речи в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли и чувства в слове. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделают существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщающим на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи детей, подводятся к овладению сенсорным эталонам.

Учитывая, что дети с ограниченными возможностями здоровья, достаточно трудно усваивают цвета, а тем более оттенки, я стараюсь своевременно организовать работу в этом направлении. В работе прописаны уровни сенсорного развития детей дошкольного возраста; разработаны этапы коррекционной работы по сенсорному воспитанию; создана программа по ознакомлению детей с цветом, развитию восприятия цвета в изобразительной деятельности; составлено перспективное планирование по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Разработала диагностику уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ОНР. Поставлены цели, задачи, критерии, показатели сформированности сенсорных эталонов цвета. Работая по данной теме, я пришла к выводу, что сенсорное воспитание в условия коррекционного ДОУ перекликается с речевым развитием и художественно-эстетическим воспитанием дошкольников.

В опыте работы отражена новизна, сделан акцент на применение специальных дидактических игр при формировании сенсорных эталонов цвета, указана взаимосвязь данной работы с методической темой и спецификой детского сада.

В целом, моя работа интересна и нужна, так как тема не так широко изучена в психолого-педагогической литературе, использую творческий, инновационный подход на данную проблему.

Цель педагогического опыта:

Теоретически обосновать и опытно экспериментальным путем проверить эффективность дидактических игр в формировании сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи, решаемые в опыте:

Выявить особенности формирования сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Подобрать дидактический инструментарий для выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Подобрать и апробировать педагогические условия, способствующие формированию сенсорных эталонов цвета у детей с нарушениями речи в процессе дидактических игр.

Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, оттенки.

Формировать способность различать основные цвета и их оттенки.

Выявить динамику в формировании сенсорных эталонов цвета у детей.

Задачи сенсорного воспитания :

Совершенствовать восприятие, умение активно использовать осязание, слух, зрение;

Ввести работу по обогащению чувственного опыта в разных видах деятельности, помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину и форму;

Учить называть свойства предметов;

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

Создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);

Обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста В кратком дефектологическом словаре 1964 года выпуска и в современных изданиях говорится о том, что «речь – особый вид деятельности, присущий.

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Cенсорный - чувствующей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играхФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Сорокина Наталия Николаевна,.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Картотека дидактических.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР «В гости к белочке». Автоматизация звука [Л] в играх» Конспект НОД на тему: "В гости к белочке". Подготовила учитель-логопед МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Малыш"г. Данилова Ярославской.

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Природа и человек». Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Игры с предметами (телефоном) Заказ такси по телефону Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок.

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста по средствам музыкально- дидактических игр. Одной из важных задач всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх
Опубликовано: 5 мая 2016 в 22:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Просёлкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД