Екатерина Пастухова
Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла Надежда Константиновна Крупская.
Она считала, что во время игры ребенок учится преодолевать трудности, у него развивается сообразительность, находчивость, инициатива.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Н. К. Крупская отмечает, что получение знаний возможно не только сидя над книгой, но и через игру, которая помогает детям познать жизнь и самих себя. С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы. Игра применяется, как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
В работе Коломинской Я. Л. и Панько Е. А. говорится о том, что дидактическая игра построена на том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в интересной игровой форме. Целью дидактических игр является содействие формированию познавательной активности ребёнка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.
Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу.
В исследованиях Сорокиной А. И. показано, что основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интересней для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. Детей необходимо учить игровым действиям. Игровые действия не всегда подразумевают практические внешние действия, когда нужно что - то сравнить, рассмотреть. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными.
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.
Сорокина А. И. указывает на то, что дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношения детей. Перечисленные признаки присуще всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.
Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду».
По мнению Сорокиной А. И. руководство дидактическими играми включает следующее:
а) отбор и продумывание программного содержания, конкретное определение дидактических задач, определение места и роди игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи с другими формами обучения;
б) проектирование игры, определение игровых действий, правил и результата игры;
в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы.
По мнению Усовой А. П. дидактическая игра является наиболее популярным средством обучения детей дошкольного возраста. В процессе дидактической игры ребёнок самостоятельно получает знания. Взрослому остается только следить за ходом игру и вносить необходимые поправки. В лучшем случае взрослый может действовать на одном уровне с играющими детьми, т. е. в рамках правил игры и игровых действий.
По мнению Е. И. Удальцовой необходимо иметь разнообразные дидактические игры. Но это не означает, что их должно быть очень много, так как большое количество игр и игрушек рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Введение новых игр должно осуществляться постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
По мнению Сорокиной А. И. для развития интереса к дидактической игре у старших дошкольников нужно включать более сложные интеллектуально – волевые задачи. Практическая деятельность детей становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.
Игра должна быть интересной, умной, а не бездумным развлечением. Если игра слишком развлекательная, то она утрачивает способность быть формой обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
В работе Сорокиной А. И. говорится о том, что дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних выступают отчетливее одни, а в других иные.
В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации по видам до сих пор нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания : игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по оформлению математических представлений и др. Иногда игры соотносят с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно - печатные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Удальцова Е. И. считает, что для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
Для каждого периода развития характерны свои особенности развития восприятия. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер. Все свойства предмета, например, величина, цвет, форма, вкус – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
В среднем дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения. В процессе активного познания ребенок знакомится разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах. Ребенок способен различать предметы по определенным признакам, выявлять между предметами и явлениями связи и отношения. У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему эталонов, которая сформировалась ранее, благодаря практическим действиям с предметами. Процесс восприятия на данном этапе протекает во внутреннем плане. Ребенок мысленно способен расчленить видимый предмет на части и затем объединить их в единое целое. Он даже мысленно может переворачивать предметы, прикладывать, измерять их. Такие сложные действия помогают целостно воспринимать предмет. Ребенок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходства.
Васильева М. А. считает, что дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.
Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. Это способствует активизации, имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. [8, с. 78]
Итак, к концу дошкольного возраста у ребенка должно быть хорошо развито восприятие. С ним тесно связаны другие психические процессы: мышление, память, внимание, речь, воображение. Если в дошкольном возрасте ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним психические процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школе.
Развитие восприятия в педагогическом процессе может осуществляться различными средствами. В качестве них могут выступать различные виды деятельности: лепка, рисование, чтение художественных произведений и другие. Наиболее эффективным средством развития восприятия в старшем дошкольном возрасте выступают логические дидактические игры. В процессе решения игровых задач у детей формируется наблюдательность, причем это происходит непреднамеренно, в интересной, занимательной для ребенка игровой форме. В играх дети сравнивают чем похожи, и чем отличаются предметы и почему; учатся классифицировать предметы по определенному признаку.
Игры, стимулирующие развитие восприятия, могут быть использованы на занятиях, в свободной деятельности, на прогулке.