Лучший педагог года

Формирование речи у детей с ОНР (презентация)

Беляева Елена
Формирование речи у детей с ОНР (презентация)
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование речи у детей с ОНР»

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Публикация «Формирование речи у детей с ОНР (презентация)» размещена в разделах

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает развитие связной речи. Формирование связного высказывания - важнейшее условие усвоения детьми предпосылок учебной деятельности, развития их творческих способностей, познавательной и коммуникативной активности.

Становление полноценной связной речи – процесс достаточно длительный и сложный. В дошкольном детстве закладываются основы мастерства рассказывания, которые будут совершенствоваться в школьные годы. Формирование связной речи в коррекционной группе, является главной целью всей работы воспитателя. Воспитатели группы в свою очередь решают задачи по развитию связной речи у детей как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по развитию элементарных математических представлений, конструированию, на прогулке и в ходе режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса, т. к. слово - основная единица языка. Но наличие в языке одних только слов само по себе не обеспечивает никакой коммуникации.

У ребенка старшего дошкольного возраста возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи своих впечатлений сверстникам или взрослым. У детей с нарушениями речи снижена потребность в общении из-за речевых нарушений и недостаточного развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Как отмечает Р. Е. Левина, на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Исследования Жуковой Н. С., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б. и других авторов показали, что самостоятельная связная речь детей с ОНР является несовершенной вследствие недоразвития всех компонентов речевой системы. Старшие дошкольники с системным речевым недоразвитием недостаточно владеют умением последовательно и связно излагать свои мысли. Они испытывают значительные трудности в построении связного высказывания, в объединении его отдельных элементов в структурное целое, в выборе языкового материала, соответствующего цели высказывания.

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи, характерны: нарушения логической последовательности повествования, нарушение связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения, бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся : наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.

Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во время занятий по познавательному развитию, изобразительному, трудовому развитию и в других видах деятельности.

Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Работая над формированием связной речи, педагогу необходимо помнить, что вся работа должна проходить в игровой форме, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Необходимо соблюдать несколько важных правил:

- учитывать индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка;

- соблюдать принцип «от простого к сложному»

- способствовать пробуждению интереса к художественному произведению;

- вызвать желание рассказывать сказку самостоятельно;

- отражать в игровой и продуктивной деятельности содержание произведения;

- создавать предпосылки для сочинения собственной сказки.

При этих условиях обогащается словарный запас, развивается связная речь.

Улучшению формирования связной речи у дошкольников способствует и применение комплекса коррекционных мероприятий, направленных на развитие моторики и укрепление физического здоровья, а именно:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастики;

- физминутки, дыхательные упражнения;

- применение танцевальных упражнений и подвижных игр.

Необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к использованию описательно-повествовательного стиля речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей. А обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер.

Для обучения этому стилю речи можно выделить три основных направления:

1) составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций;

2) игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз;

3) упражнение в связной речи.

Все занятия по обучению речи идут по степени их усложнения:

- рассказы детей по готовому образцу;

- рассказы описательные;

- рассказы по плану воспитателя;

- рассказы по началу, середине и концу;

- рассказы по картине;

- рассказы по серии картин.

При обучении пересказу занятия включают:

- подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок);

- чтение произведения;

- разбор текста в вопросно-ответной форме;

-упражнения на закрепление языкового материала;

- пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на помощь педагога, далее

– по опорному плану, самостоятельный пересказ. Занятие заканчивается анализом детских рассказов.

При обучении составлению рассказа – описания предметов дети учатся выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевают основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. У них формируются речемыслительная деятельность, активизируется зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивается память, внимание, наблюдательность.

На первых этапах обучения используются подготовительные упражнения, такие как: узнавание предмета по его описанию, сравнение предмета по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия. Далее происходит формирование самостоятельного описания (описание предмета по предваряющему плану – описанию) и описание предмета по основным признакам. К концу года дети учатся составлять описательный рассказ.

Обучение рассказыванию по картинкам включает в себя несколько видов занятий. Это составление рассказа по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Зимние забавы», «Семья» и др.)

Дальше идет обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитию сюжетного действия. Сначала разбирается каждая картинка серии (у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания, с помощью педагогов дети учатся выделять «действенную», событийную основу и существенные детали изображения).

Дальше картинки в нужном порядке размещаются на наборном полотне, по вопросам определяется общее содержание изображенных событий. Дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок, а далее составляют рассказ по всей серии сюжетных картинок в целом.

При обучении рассказыванию с элементами творчества, дети составляют рассказ по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины сначала проводится по плану, а затем самостоятельно.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

- осмысленность, т. е. полное понимание того, о чем они говорят;

- полнота передачи, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

- последовательность;

- широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т. д. ;

- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

- культура изложения в широком смысле слова;

- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям;

- интонационная выразительность речи;

- достаточная громкость;

- отчетливость произношения.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

- организации различных форм помощи родителям;

- содержательно-педагогической работы с ребенком.

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Родителям необходимо помнить, что ребёнок дошкольного возраста черпает знания, усваивает новые слова только благодаря общению с взрослыми. Поэтому родителям, как бы они ни были заняты, надо поддерживать речевую активность ребёнка, уметь выслушать его, чаще общаться с ним глаза в глаза. При таких условиях у ребенка появиться желание говорить, появиться мотив, а в итоге у него будет развиваться связная речь.

Работа с родителями по развитию связной речи у детей направлена на :

- создание правильного отношения к ребенку и организацию игр дома, способствующих формированию связной речи;

- закрепление полученных в детском саду навыков, по составлению связных монологических высказываний (рассказы по сериям картинок);

- работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам,по картинкам в книге определить, о чем она, кто главные герои, с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны, чем закончится эта история;

- составление элементарных описаний (перечисления признаков предметов)

- обыгрывание детских небылиц театрализованными средствами.

Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, т. к. она требует четкой систематической коррекционно-развивающей работы логопеда.

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи у детей с ОНР (презентация)
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 11:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи у детей с ОНР (презентация)» (включая файлы) размещена пользователем Беляева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД