Приложение МААМ

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия «Времена года».

елена чистякова
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия «Времена года».
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития с использованием авторского пособия «Времена года»

Чистякова Елена Леонидовна

ГБДОУ № 93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга,

учитель- дефектолог

Публикация «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия „Времена года“,» размещена в разделах

Я работаю учителем-дефектологом с детьми с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Исходя из особенностей развития детей с ОВЗ, создаю дидактические пособия, способствующие наилучшему усвоению детьми различных лексических тем. Особенно детям нравится участвовать в их изготовлении, что способствует наилучшему усвоению материала и их художественно-эстетическому развитию.

Детям с ОВЗ, в числе которых и дети с задержкой психического развития (ЗПР, свойственны следующие особенности внимания: нарушение концентрации внимания как следствие утомления ЦНС; неадекватные колебания внимания, которые отражают незрелость нервной системы; ограниченный объем внимания: ребенок воспринимает ограниченное количество информации в данный момент времени, не может воспринимать ситуацию в целом, а видит лишь отдельные её элементы;«генерализованное и неселективное» внимание: ребёнок не умеет сосредоточиться на существенных признаках из-за зависимости внимания от внешних воздействий;«прилипание» (персеверация) : ребенок с трудом переключает внимание с одного вида деятельности на другой;снижение распределения внимания : ребёнок не может выполнить несколько действий, находящихся на стадии усвоения (найти отличия; расставить знаки, фигуры и т. п. по образцу) [4, 5].

Эмоционально-волевая сфера у детей с ЗПР отличается нарушением процесса овладения структурой деятельности (мотивы, цели, средства).Детей отличает низкий уровень мотивации учебной деятельности, неадекватно сформированные мотивы учения, преобладание игровых мотивов поведения, отсутствие целенаправленности в работе, импульсивность, неумение пользоваться образцом, нарушение внутреннего плана действий. Высокая психическая истощаемость приводит к снижению познавательного интереса и работоспособности у детей с ЗПР, из-за чего дети испытывают трудности при обучении [1, 4].

Рассмотрим наиболее значимые направления развития, которые влияют на развитие высших психических функций детей дошкольного возраста, в том числе, и детей с ЗПР.

Дети с ЗПР имеют следующие особенности в развитии познавательного интереса: неоднозначное отношение на этапе принятия задания; поверхностный, неустойчивый интерес к содержательной стороне задания, стремление избежать неудач; невыраженный мотив достижения результата; отсутствие соревновательного мотива; отсутствие попыток самостоятельного преодоления трудностей; полная зависимость от эмоциональной оценки взрослого [1, 3].

Для этой категории детей характерны следующие особенности развития сенсорно-перцептивной сферы: замедленность процессов приёма и переработки информации; затруднения в узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, схематичных или контурных изображений; снижение скорости выполнения перцептивных операций [1, 4, 5].

Особенные трудности дети с ЗПР испытывают при:овладении представлениями о величине (длина, ширина, высота);выделение основных элементов предметов, их пространственного соотношения, выделения мелких деталей; восприятие перевернутых изображений; восприятия значения предлогов [1, 3, 4].

У детей с ЗПР страдает зрительная, слуховая и смысловая память. У них отмечается снижение продуктивности и устойчивости запоминания, как в произвольном, так и в не произвольном запоминании (из- за низкой познав. активности). Дети этой категории запоминают наглядный материал лучше вербального. У детей с ЗПР в той или иной степени страдает операционная сторона мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Наибольшие затруднения у детей с ЗПР вызывают задания, требующие словесно- логического мышления: ребёнок не выделяет существенных признаков при обобщении, затрудняется при необходимости синтезировать определение признаки предметов, с трудом усваивает абстрактные, временные и пространственные понятия. Процесс мышления детей с ЗПР характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, бессмысленными повторениями, замедленностью [4, 5].

Недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность затрудняют детям с ЗПР усвоение представлений о звуковой культуре речи, ведут к слабой ориентировке в звуковом и слоговом составах слов. Незнакомые слова дети воспринимают по аналогии с ранее известными, опираясь на звуковое сходство, что приводит к затруднению понимания речи в целом. Связь между низкой эмоциональной и интеллектуальной незрелостью, низкой познавательной активностью и своеобразием активного и пассивного словаря, приводит к ситуативному характеру речи дошкольников с ЗПР, у детей затруднена перекодировка непосредственных впечатлений в словесную форму [2, 3 и др. ].

У детей с ЗПР наблюдаются особенности грамматического строя речи: несформированность речевого высказывания, наличие в речи большого числа аграмматизмов, трудность в овладении эмпирическими грамматическими обобщениями [4].

В статье предлагается описание и методика использования авторской дидактической игры «Времена года». Вначале я рисую панно, а затем дети подбирают тип бумаги, цвет (краски, карандаши, рисуют контуры цветов, животных, насекомых, снеговиков, птиц (или обводят по шаблону) и вырезают по контуру (соотнося размеры). Затем наступает самый интересный момент- украшение работами детей панно и украшение этим панно помещения группы. Дети горды своей работой и легко, в игру запоминают необходимый материал.

Дидактическое пособие - игра «Времена года» позволяет, используя игровой метод, который наиболее целесообразен для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным: улучшить грамматический строй речи, расширить словарный запас; улучшить зрительное восприятие (конструктивный праксис);формировать программу контроля за протекающей деятельностью, умению планировать свою деятельность; усвоить пространственно-временные отношения; подготовить к обучению грамоте; понять причинно-следственные речевые конструкции. Игра подходит как для индивидуальной работы с ребенком, так и для фронтальных занятий.

Изготовление сменных наборов плоскостных и объемных фигур к каждому времени года ( по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Кустарники», «Цветы», «Деревья»)позволяет поддерживать взаимосвязь учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателей, что является залогом успеха в работе с детьми с ЗПР с тяжелыми нарушениями речи в усвоении данных тем.

Цель игры: закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе на основе рассматривания и изготовления сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки времен года (изменений, происходящих с животными, растениями, птицами).

Для этого используются панно-заготовки : «Осень», «Зима», «Весна» (в миниатюре). Фигурки-трафареты животных и птиц, изготовленные из разных материалов (пластик, картон, с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР с тяжелыми нарушениями речи.

Рассмотрим коррекционно-развивающую направленность заданий к игре: «Времена года».

БЛОК 1.

Цели заданий: расширение и активизация словаря.

Виды заданий:

Что лишнее?

Скажи наоборот.

Подбери признак/ действие.

Подбери обобщающее слово.

Что не так?

Закончи предложение.

Отгадай загадки.

Содержание заданий.

• Объяснить, почему это растение/ птица лишние в это время года.

• Подбор антонимов.

Подбор прилагательных и глаголов к существительным по темам: времени года, животные, птицы.

Определить использование нелепиц в описании предметов.

• Подбор слова по лексической теме.

• Отгадывание по существенным признакам.

БЛОК 2.

Цели заданий: формирование и развитие грамматического строя речи.

Виды заданий:

Какое слово не подходит?

Закончи предложение.

Сосчитай до пяти.

Назови ласково.

Исправь ошибку.

Подбери признак/ действие.

Систематизация по признаку.

Определение пространственных отношений.

Определение временных отношений.

Содержание заданий.

• Подбор слова по лексической теме.

• Согласование числительного и существительного.

• Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного.

• Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.

• Подбор прилагательных и глаголов к существительным.

• Объединение в группы по существенным признакам (птицы, насекомые, животные, деревья).

Определи, что нужно расположить в левом нижнем углу картины и т. п., что изображено на заднем плане картины?

Определи, что сначала, что потом.

БЛОК 3.

Цели заданий: развитие связной речи.

Виды заданий:

Что не так?

Что общего и чем отличаются?

Закончи предложение.

Выучи стихотворение.

Определение пространственных отношений.

Определение временных отношений.

Содержание заданий.

• Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на наглядный материал.

• Подбор слова по лексической теме в контексте предложения.

• Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги на, над, под, за, перед, между.

БЛОК 4.

Цели заданий: развитие восприятия.

Виды заданий:

Какое слово отличается от других?

Какое слово самое короткое/ самое длинное?

Доскажи словечко.

Нахождение соотношений.

Нахождение сходств/ различий.

Содержание заданий.

• Сравнение слов по звучанию.

• Сравнение слоговой структуры слов.

• Подбор нужного размера и расположения на панно маленьких и больших животных (птиц и т. п.).

БЛОК 5.

Цели заданий: развитие зрительной координации.

Виды заданий:

Обводка.

Штриховка.

Копирование по точкам.

Рисование силуэтов.

Разукрашивание.

Вырезывание по контуру.

Выкладывание по образцу.

Содержание заданий.

• Нарисовать (или обвести) фигуру животного (птицы, растения, насекомого, определить нужный цвет, размер, вырезать фигурку.

• Заштриховать фигурку в заданном направлении. Расположить её на панно (примерить, сравнить).

БЛОК 6.

Цели заданий: развитие мышления.

Виды заданий:

Что общего и чем отличаются?

Что не так?

Что лишнее?

Скажи наоборот.

Подбери признак/ действие.

Закончи предложение.

Содержание заданий.

• Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на наглядный материал.

• Нахождение смысловой ошибки в предложениях.

• Классификация по заданным признакам.

• Подбор антонимов.

• Подбор прилагательных и глаголов к существительным.

БЛОК 7.

Цели заданий: развитие внимания.

Виды заданий:

Что общего и чем отличаются?

Отгадай загадки.

Обводка по контуру.

Вырезывание по контуру.

Систематизация по признаку.

Содержание заданий.

• Нахождение сходств и различий в изменениях пейзажа; животных; птиц: насекомых и т. д.

• Умение четко обводить необходимые предметы, плавно вырезывать.

• Осенние изменения в природе (зимние, весенние).

БЛОК 8.

Цели заданий: развитие памяти.

Виды заданий:

Знакомимся с новой лексической темой.

Что изменилось?

Составление рассказа.

Содержание заданий.

• В соответствии с темой (осень, зима, весна, лето) определить каких животных, птиц добавили на панно (убрали).

Наш практический опыт показал, что использование дидактического пособия - игра «Времена года»помогает детям старшего дошкольного возраста с ЗПР усвоить одно из самых сложных представлений- сезонные изменения в природе, запомнить названия месяцев года, их последовательность.

Список использованной литературы

1. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект). – М. : В. Секачев; ИОИ, 2004.

2. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

3. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др. ; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб. : Питер, 2008.

5. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М. : Педагогика, 1990.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. Я. А. Коменский В современном обществе всё построено на точном расчёте времени.

Проект «Развитие пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ» Проект Разработала: учитель-дефектологБауэр Н. А г. Ачинск Красноярский край МБОУ «Школа № 15» Тема: «Развитие пространственно-временных.

Дидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелеграДидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелегра воспитателями подготовительной группы Коноваловой Натальей Александровной и Егоровой Татьяной Михайловной была разработана дидактическая.

Дидактические пособия по познавательному развитию: куб «Времена года», пирамида «Животные», пирамида «Птицы»Дидактические пособия по познавательному развитию: куб «Времена года», пирамида «Животные», пирамида «Птицы» Куб "Времена года" позволяет совершенствовать знания детей о приметах каждого из времён года. Закрепить знания о месяцах и числах. Названия.

Фотоотчёт «Изготовление пособия «Времена года»Фотоотчёт «Изготовление пособия «Времена года» Фотоотчет «Изготовление пособия «Времена года» Подготовительная группа № 4 МАДОУ № 117 г. Сыктывкара Воспитатель Бородинова З. Г. Детям.

Комплексно-тематическое планирование по формированию пространственно-временных представлений в средней группе с детьми ЗПР Месяц Неделя Лексическая тема Задачи Дидактические игры Ориентировка во времени в пространстве Сентябрь 4 Осень. Деревья Ориентировка.

Конспект занятия по математике «Формирование временных представлений в средней группе» Направления развития: – познавательное: закреплять знания о частях суток, их признаках, последовательности, значения для жизни; закреплять.

Пособия куклы — модели «Времена года»Пособия куклы — модели «Времена года» Пособия куклы - модели "Времена года" Пособие предназначено для использования предметно – схематических моделей при формировании у детей.

Познавательная деятельность по развитию временных представлений у детей подготовительной группы «Школа молодого бойца» Задачи: • Развитие временных представлений: умения определять время с точностью до часа по часам, умения чувствовать временные интервалы.

Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет. Дополнительная общеобразовательная программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые компетенции 4. Содержание образования 5. Методическое обеспечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия «Времена года».
Опубликовано: 25 марта 2016 в 11:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия «Времена года».» (включая файлы) размещена пользователем елена чистякова (УИ 574263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД