елена чистякова
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия «Времена года».
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития с использованием авторского пособия «Времена года»
Чистякова Елена Леонидовна
ГБДОУ № 93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга,
учитель- дефектолог
Публикация «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР с использованием пособия „Времена года“,» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Я работаю учителем-дефектологом с детьми с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Исходя из особенностей развития детей с ОВЗ, создаю дидактические пособия, способствующие наилучшему усвоению детьми различных лексических тем. Особенно детям нравится участвовать в их изготовлении, что способствует наилучшему усвоению материала и их художественно-эстетическому развитию.
Детям с ОВЗ, в числе которых и дети с задержкой психического развития (ЗПР, свойственны следующие особенности внимания: нарушение концентрации внимания как следствие утомления ЦНС; неадекватные колебания внимания, которые отражают незрелость нервной системы; ограниченный объем внимания: ребенок воспринимает ограниченное количество информации в данный момент времени, не может воспринимать ситуацию в целом, а видит лишь отдельные её элементы;«генерализованное и неселективное» внимание: ребёнок не умеет сосредоточиться на существенных признаках из-за зависимости внимания от внешних воздействий;«прилипание» (персеверация) : ребенок с трудом переключает внимание с одного вида деятельности на другой;снижение распределения внимания : ребёнок не может выполнить несколько действий, находящихся на стадии усвоения (найти отличия; расставить знаки, фигуры и т. п. по образцу) [4, 5].
Эмоционально-волевая сфера у детей с ЗПР отличается нарушением процесса овладения структурой деятельности (мотивы, цели, средства).Детей отличает низкий уровень мотивации учебной деятельности, неадекватно сформированные мотивы учения, преобладание игровых мотивов поведения, отсутствие целенаправленности в работе, импульсивность, неумение пользоваться образцом, нарушение внутреннего плана действий. Высокая психическая истощаемость приводит к снижению познавательного интереса и работоспособности у детей с ЗПР, из-за чего дети испытывают трудности при обучении [1, 4].
Рассмотрим наиболее значимые направления развития, которые влияют на развитие высших психических функций детей дошкольного возраста, в том числе, и детей с ЗПР.
Дети с ЗПР имеют следующие особенности в развитии познавательного интереса: неоднозначное отношение на этапе принятия задания; поверхностный, неустойчивый интерес к содержательной стороне задания, стремление избежать неудач; невыраженный мотив достижения результата; отсутствие соревновательного мотива; отсутствие попыток самостоятельного преодоления трудностей; полная зависимость от эмоциональной оценки взрослого [1, 3].
Для этой категории детей характерны следующие особенности развития сенсорно-перцептивной сферы: замедленность процессов приёма и переработки информации; затруднения в узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, схематичных или контурных изображений; снижение скорости выполнения перцептивных операций [1, 4, 5].
Особенные трудности дети с ЗПР испытывают при:овладении представлениями о величине (длина, ширина, высота);выделение основных элементов предметов, их пространственного соотношения, выделения мелких деталей; восприятие перевернутых изображений; восприятия значения предлогов [1, 3, 4].
У детей с ЗПР страдает зрительная, слуховая и смысловая память. У них отмечается снижение продуктивности и устойчивости запоминания, как в произвольном, так и в не произвольном запоминании (из- за низкой познав. активности). Дети этой категории запоминают наглядный материал лучше вербального. У детей с ЗПР в той или иной степени страдает операционная сторона мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Наибольшие затруднения у детей с ЗПР вызывают задания, требующие словесно- логического мышления: ребёнок не выделяет существенных признаков при обобщении, затрудняется при необходимости синтезировать определение признаки предметов, с трудом усваивает абстрактные, временные и пространственные понятия. Процесс мышления детей с ЗПР характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, бессмысленными повторениями, замедленностью [4, 5].
Недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность затрудняют детям с ЗПР усвоение представлений о звуковой культуре речи, ведут к слабой ориентировке в звуковом и слоговом составах слов. Незнакомые слова дети воспринимают по аналогии с ранее известными, опираясь на звуковое сходство, что приводит к затруднению понимания речи в целом. Связь между низкой эмоциональной и интеллектуальной незрелостью, низкой познавательной активностью и своеобразием активного и пассивного словаря, приводит к ситуативному характеру речи дошкольников с ЗПР, у детей затруднена перекодировка непосредственных впечатлений в словесную форму [2, 3 и др. ].
У детей с ЗПР наблюдаются особенности грамматического строя речи: несформированность речевого высказывания, наличие в речи большого числа аграмматизмов, трудность в овладении эмпирическими грамматическими обобщениями [4].
В статье предлагается описание и методика использования авторской дидактической игры «Времена года». Вначале я рисую панно, а затем дети подбирают тип бумаги, цвет (краски, карандаши, рисуют контуры цветов, животных, насекомых, снеговиков, птиц (или обводят по шаблону) и вырезают по контуру (соотнося размеры). Затем наступает самый интересный момент- украшение работами детей панно и украшение этим панно помещения группы. Дети горды своей работой и легко, в игру запоминают необходимый материал.
Дидактическое пособие - игра «Времена года» позволяет, используя игровой метод, который наиболее целесообразен для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным: улучшить грамматический строй речи, расширить словарный запас; улучшить зрительное восприятие (конструктивный праксис);формировать программу контроля за протекающей деятельностью, умению планировать свою деятельность; усвоить пространственно-временные отношения; подготовить к обучению грамоте; понять причинно-следственные речевые конструкции. Игра подходит как для индивидуальной работы с ребенком, так и для фронтальных занятий.
Изготовление сменных наборов плоскостных и объемных фигур к каждому времени года ( по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Кустарники», «Цветы», «Деревья»)позволяет поддерживать взаимосвязь учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателей, что является залогом успеха в работе с детьми с ЗПР с тяжелыми нарушениями речи в усвоении данных тем.
Цель игры: закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе на основе рассматривания и изготовления сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки времен года (изменений, происходящих с животными, растениями, птицами).
Для этого используются панно-заготовки : «Осень», «Зима», «Весна» (в миниатюре). Фигурки-трафареты животных и птиц, изготовленные из разных материалов (пластик, картон, с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР с тяжелыми нарушениями речи.
Рассмотрим коррекционно-развивающую направленность заданий к игре: «Времена года».
БЛОК 1.
Цели заданий: расширение и активизация словаря.
Виды заданий:
Что лишнее?
Скажи наоборот.
Подбери признак/ действие.
Подбери обобщающее слово.
Что не так?
Закончи предложение.
Отгадай загадки.
Содержание заданий.
• Объяснить, почему это растение/ птица лишние в это время года.
• Подбор антонимов.
• Подбор прилагательных и глаголов к существительным по темам: времени года, животные, птицы.
• Определить использование нелепиц в описании предметов.
• Подбор слова по лексической теме.
• Отгадывание по существенным признакам.
БЛОК 2.
Цели заданий: формирование и развитие грамматического строя речи.
Виды заданий:
Какое слово не подходит?
Закончи предложение.
Сосчитай до пяти.
Назови ласково.
Исправь ошибку.
Подбери признак/ действие.
Систематизация по признаку.
Определение пространственных отношений.
Определение временных отношений.
Содержание заданий.
• Подбор слова по лексической теме.
• Согласование числительного и существительного.
• Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного.
• Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.
• Подбор прилагательных и глаголов к существительным.
• Объединение в группы по существенным признакам (птицы, насекомые, животные, деревья).
• Определи, что нужно расположить в левом нижнем углу картины и т. п., что изображено на заднем плане картины?
• Определи, что сначала, что потом.
БЛОК 3.
Цели заданий: развитие связной речи.
Виды заданий:
Что не так?
Что общего и чем отличаются?
Закончи предложение.
Выучи стихотворение.
Определение пространственных отношений.
Определение временных отношений.
Содержание заданий.
• Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на наглядный материал.
• Подбор слова по лексической теме в контексте предложения.
• Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги на, над, под, за, перед, между.
БЛОК 4.
Цели заданий: развитие восприятия.
Виды заданий:
Какое слово отличается от других?
Какое слово самое короткое/ самое длинное?
Доскажи словечко.
Нахождение соотношений.
Нахождение сходств/ различий.
Содержание заданий.
• Сравнение слов по звучанию.
• Сравнение слоговой структуры слов.
• Подбор нужного размера и расположения на панно маленьких и больших животных (птиц и т. п.).
БЛОК 5.
Цели заданий: развитие зрительной координации.
Виды заданий:
Обводка.
Штриховка.
Копирование по точкам.
Рисование силуэтов.
Разукрашивание.
Вырезывание по контуру.
Выкладывание по образцу.
Содержание заданий.
• Нарисовать (или обвести) фигуру животного (птицы, растения, насекомого, определить нужный цвет, размер, вырезать фигурку.
• Заштриховать фигурку в заданном направлении. Расположить её на панно (примерить, сравнить).
БЛОК 6.
Цели заданий: развитие мышления.
Виды заданий:
Что общего и чем отличаются?
Что не так?
Что лишнее?
Скажи наоборот.
Подбери признак/ действие.
Закончи предложение.
Содержание заданий.
• Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на наглядный материал.
• Нахождение смысловой ошибки в предложениях.
• Классификация по заданным признакам.
• Подбор антонимов.
• Подбор прилагательных и глаголов к существительным.
БЛОК 7.
Цели заданий: развитие внимания.
Виды заданий:
Что общего и чем отличаются?
Отгадай загадки.
Обводка по контуру.
Вырезывание по контуру.
Систематизация по признаку.
Содержание заданий.
• Нахождение сходств и различий в изменениях пейзажа; животных; птиц: насекомых и т. д.
• Умение четко обводить необходимые предметы, плавно вырезывать.
• Осенние изменения в природе (зимние, весенние).
БЛОК 8.
Цели заданий: развитие памяти.
Виды заданий:
Знакомимся с новой лексической темой.
Что изменилось?
Составление рассказа.
Содержание заданий.
• В соответствии с темой (осень, зима, весна, лето) определить каких животных, птиц добавили на панно (убрали).
Наш практический опыт показал, что использование дидактического пособия - игра «Времена года»помогает детям старшего дошкольного возраста с ЗПР усвоить одно из самых сложных представлений- сезонные изменения в природе, запомнить названия месяцев года, их последовательность.
Список использованной литературы
1. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект). – М. : В. Секачев; ИОИ, 2004.
2. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
3. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др. ; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб. : Питер, 2008.
5. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М. : Педагогика, 1990.