Бауэр Наталья Александровна
Проект «Развитие пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Разработала: учитель-дефектологБауэр Н. А
г. Ачинск Красноярский край МБОУ «Школа № 15»
Тема: «Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ, через дидактические игры, игровые упражнения, с использованием методики знаково-графического опосредования»
Актуальность:
Публикация «Проект „Развитие пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Данная тема является актуальной, т. к. работая с детьми ОВЗ, младшего школьного возраста, я отметила, что у детей данной группы, недостаточно развита пространственно-временная ориентировка. Дети, испытывают затруднения, в последовательности времен года, названии месяцев (каждого времени года, последовательности дней недели, частей суток, схеме собственного тела, противоположного объекта, на плоскости листа бумаги, определении правой, левой стороны, верхнего, нижнего края листа, его середины и т. д. В связи с этим, более подробно изучив методическую литературу, а так же учитывая психофизические особенности детей, возрастную норму ЗУН, стала применять на своих коррекционно-развивающих занятиях нетрадиционный способ обучения, методику знаково-графического опосредования, придерживаясь целенаправленного обучения, что позволяет выстроить опору при обучении на зрение, как сохранный анализатор, облегчить запоминание, увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, совершенствовать полученные знания, делая учебный процесс интересным и увлекательным, что способствует положительной динамики.
Цель:
Развитие пространственно-временной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ОВЗ с применением методики знаково-графического опосредования на коррекционно-развивающих занятиях, через игры, игровые упражнения.
Задачи:
1. Развивать основные психические процессы, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
2. Формировать навык запоминания информации, через ассоциации, применяя метод знаково-графического опосредования.
3. Развивать и совершенствовать представления о предметах, явлениях окружающего мира и т. д. с помощью знаково-графической аналогии.
4. Побуждать ребенка, через игры, игровые приемы со знаково-графической аналогией, к активному участию в процессе развития и совершенствования пространственно-временной ориентировки.
5. Повышать познавательную активность, работоспособность на коррекционно-развивающих занятиях, через метод знаково-графического опосредования.
6. Воспитывать ответственное к коррекционно-развивающим занятиям, закреплению пройденного материала.
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, игровой.
Продолжительность проекта : среднесрочный
Участники проекта : дети младшего школьного возраста, родители, классный руководитель, узкие специалисты.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Этапы работы:
Подготовительный этап включает в себя:
1) Сбор данных анамнеза, мед. данных.
2) Диагностическое обследование, с целью выявления уровня сформированности пространственно-временной представлений.
3) Комплектование списка детей нуждающихся в дефектологической помощи.
4) Оформление документации.
5) Пополнение дефектологического кабинета наглядными пособиями, дидактическими играми по развитию и совершенствованию пространственно-временной ориентировки, детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
6) Организация, проведение консультаций для классного руководителя, узких специалистов, проведение родительского собрания (по заявленной теме).
7) Определение направлений работы, подбор приёмов индивидуальной работы с детьми младшего школьного возраста, с учетом индивидуальных особенностей, возрастной нормы ЗУН.
Практический (внедренческий) этап:
1) В совместной деятельности с детьми, родителями выдумывать, создавать знаково-графические символы обозначающие необходимую, закрепляемую тему.
2) Запоминание выдуманных символов, через практическо-коррекционную учебную деятельность, в дальнейшем использование в играх, игровых приемах для развития и совершенствования пространственно-временной ориентировки.
3) Проведение коррекционно-развивающих занятий индивидуальных, подгрупповых совместно с родителями (как участниками коррекционного процесса)
Заключительный этап включает в себя:
1) Написание отчетной документации о проделанной коррекционно-развивающей работе, по устранению недостатков звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия
2) Отчисление детей младшего школьного возраста с ОВЗ с с развитой пространственно-временной ориентировкой.
Предполагаемый результат коррекционно-развивающей работы :
Развитая пространственно-временная ориентировка детей младшего школьно возраста детей с ОВЗ.