Вихрова Светлана
Формирование произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наиболее актуальным является поиск оптимальных путей оказания эффективной помощи детям с нарушениями развития. Современными клиническими исследованиями выявлена высокая чистота рождения детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Лидирующее место занимают речевые нарушения,осложнённые перинатальной патологией в виде дизартрии.
Публикация «Формирование произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом» размещена в разделах
Основной контингент групп компенсирующей направленности составляют дети с дизартрией (различными ее формами). Поэтому повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.
Стёртая форма дизартрии – речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущий дефект при дизартрии - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В связи с поражением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата у детей не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона речи. Нарушения иннервации ярко выражены в виде гипотонии, гипертонии или дистонии, приводящих к ограничению подвижности органов артикуляционного аппарата. Расстройство движений в органах артикуляции приводит к нарушениям фонетической стороны речи. В речи ярко выражены искажения, смешения, замены и пропуски звуков не только позднего онтогенеза, являющихся наиболее сложными в артикуляции, но и звуков среднего и раннего онтогенеза.
Несформированность звукопроизношения, выраженные полиморфные нарушения фонетической стороны речи не являются конечным звеном патологической цепи. Невозможность точной артикуляции, нечёткость в восприятии звуков речи задерживает формирование взаимосвязанной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов, что является причиной несформированности фонематических процессов, отставания в овладении навыками звукового анализа.
Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией является стойким нарушением, которое приводит к сложностям в овладении программными требованиями детского сада, с трудом и в длительные сроки поддаётся коррекции. Поэтому необходимая логопедическая помощь является основой полноценной подготовки к обучению в школе.
Главным направлением коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией является формирование артикуляционного праксиса. Наиболее сложным из всех видов является артикуляционный праксис. Афферентный артикуляционный праксис - способность воспроизведения изолированных звуков речи, их артикуляционных укладов. Эфферентный артикуляционный праксис - способность к произношению серии звуков. Ведущую роль при этом играет способность к переключению с одной артикуляционной позы на другую.
Для повышения эффективности коррекционной работы по преодолению дизартрии на основе формирования артикуляционного праксиса необходимо поэтапное формирование всех компонентов произношения.
Основные направления коррекционной работы: 1. Формирование артикуляционного праксиса - основа коррекционной работы. - Нормализация мышечного тонуса в органах артикуляционного аппарата и лицевой мускулатуры. - Нормализация мышечного тонуса в общей и мелкой моторике как основы в формировании артикуляционного праксиса. - Формирование кинестетических ощущений от положения органов речи как основы статической организации двигательного акта. - Формирование переключаемости как основы кинетической организации двигательного акта. - Преодоление гиперкинезов, синкенезий. - Преодоление саливации. - Введение приёма биоэнергопластики. - Сочетание артикуляционных, фонетических и просодических упражнений в коррекционной работе.
2. Развитие просодической стороны речи (дыхательные, голосовые, интонационно-ритмические упражнения).
3. Развитие фонематической системы и навыков звукового анализа.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи на основе автоматизируемых и дифференцированных звуков.
5. Развитие связной речи и речевого общения.
Коррекционная работа по формированию артикуляционного праксиса в течение учебного периода условно распределяется на три этапа. Содержание предыдущего периода является основой каждого из последующих. Так, активизировав двигательные функции и овладев правильным звукопроизношением на начальном этапе, к завершающему этапу ребёнок овладевает нормированным звукопроизношением в речевом материале различной сложности, приобретает способность к произвольному контролю за собственной речью. На подготовительном этапе, в процессе знакомства со строением речевого аппарата включается работа, направленная на развитие кинестетических ощущений. Это достигается путём прикосновения различными логопедическими инструментами к органам речи, при этом происходит дифференциация полученных ощущений. Так ребёнок учится не только определять различные положения языка, губ, нижней челюсти, но и ощущать состояние мышечного тонуса, активность (напряжение-расслабление, подвижность-неподвижность) со зрительной опорой, затем и без неё.
При переходе от одного этапа к другому постепенно увеличивается продолжительность выполнения речевых заданий, отрабатываются точность, чёткость и ритмичность выполняемых артикуляционных поз и динамических упражнений. Чтобы повысить интерес детей к занятиям артикуляционной гимнастикой, разнообразить артикуляционные тренировки необходимо использовать комплексы сказочных артикуляционно-мимических гимнастик.
Использование нестандартного приёма - соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата повышает мотивационную готовность и поддерживает положительный мотивационный настрой ребёнка на протяжении всего занятия. Использование биоэнергопластики заключается в сопровождении артикуляционно-речевых упражнений движениями кистей рук.
Автоматизация звуков имеет свои особенности и достаточно затруднена. Необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения.
На основных этапах в процессе автоматизации поставленных звуков, а также для развития фонематического восприятия следует применять фонетические дорожки, которые позволяют отработать звук в изолированном виде или ввести его в различные типы слога, сочетая с движением пальцев рук. Фонетические упражнение:
«Насос»
Спрятать кончик языка за нижние зубы, улыбнуться и изобразить работу насоса, произнося "с-с-с-с. ", одновременно проводя указательным пальцем по дорожке от насоса к велосипеду.
«Змейки-подружки»
Проводя пальчиком от змейки к змейке длительно произносить звук «ш-ш-ш», с усилением голоса и наоборот.
«Труженица пчёлка»
Длительное, изолированное произношение звука «ж-ж-ж», проводя пальцем от пчёлки к цветку. Постепенно силу голоса можно усилить.
«Вертолет учится летать» Цель: автоматизация [л] изолированно.
Вертолет в небе летит,
И моторчик наш гудит: л-л-л-л-л.
Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.
Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем непрерывно произносить : л-л-л…
«Тигрёнок».
Проводя пальчиком от тигрёнка к папе тигру, длительное произношение изолированного звука «р-р-р», с усилением голоса и наоборот.
Содержание и методы работы видоизменяются от характера дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании стёртой дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарём, грамматическим строем, а мероприятия по коррекции письменной речи.