Наталья Митрофанова
Формирование представлений об эмоционально-образном содержании музыки у детей 6–7 лет посредством метода драмогерменевтики
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование представлений об эмоционально — образном содержании музыки у детей 6 — 7 лет посредством метода драмогерменевтики».
Слушание — восприятие музыки является универсальным видом детской музыкальной деятельности. От того, какая музыка окружает ребёнка и звучит в его повседневной жизни зависит становление вкуса, культурный кругозор подрастающего человека и выбор музыки в дальнейшей жизни.
Публикация «Формирование представлений об эмоционально-образном содержании музыки у детей 6–7 лет посредством метода драмогерменевтики» размещена в разделах
Свою работу строю в соответствии с ФГОС ДО, который предъявляет следующие требования:
- развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведения искусства;
- предоставление детям права выбора средств для самовыражения, создание условий для развития музыкального творчества на основе синтеза искусств.
Что же побудило нас заняться заявленной проблемой?
Наблюдение за детьми и диагностика развития музыкальности показали, что не все дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на неё, не запоминают названий произведений, имя композитора, легко находят слова для обозначения эмоционально — образного содержания музыки. Дети умеют находить общее настроение в стихах, картинах, умеют подбирать краски, чтобы выразить характер музыки в рисунке, но когда им предлагается выразить характер и настроение в движениях, природная активность перевешивает, дети забывают о смене настроений в произведении и просто радуются возможности подвигаться.
Проведё нное анкетирование среди родителей показало: классическую музыку дома почти не слушают, театры посещают 1 — 2 раза в год, дома в основном звучит популярная эстрадная музыка. А как известно, развитое музыкальное восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Детское исполнительство и творчество также базируются на ярких музыкальных впечатлениях.
Учёные и методисты Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова,
А. Катинене, О. И. Радынова искали средства педагогического воздействия, которые способствовали бы формированию интереса к восприятию музыки. Среди них — применение игровых приёмов, кратких образных рассказов, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное, яркое исполнение произведений.
Ответ на вопрос, как сделать процесс формирования представлений об эмоционально — образном содержании музыки интересным для всех, мы нашли в книге «Нескучные уроки» В. Букатова и А. Ершовой. Д. п. н. профессор В. М. Букатов предлагает нам новую форму роботы с детьми — драмогерменевтику, которая стала кульминацией социоигрового стиля обучения. «Социо» - означает малый социум, который возникает при работе в маленькой группе по 3 — 6 человек. «Игровой» - обозначает увлекательный, понятный и интересный детям. Работа в этом стиле связана с универсальным подходом к детям, который позволяет видеть в них индивидуальности с разными особенностями поведения, с разным багажом знаний, с разной степенью успешности.
Герменевтика — наука об исскустве понимания. Драмогерменевтический подход к обучению, по мнению его создателя В. М. Букатова является «вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока (занятия) всеми участниками, включая учителя».
Драмогерменевтика возникла и существует как сопряжение сфер театральной, герменевтической и педагогической.
Театральная составляющая метода даёт детям подлинное импровизационное общение. Во время репетиции «актёры» в поисках «зерна роли» совершают множество попутных действий, перемещаясь в пространстве зала.
Герменевтическая составляющая метода. Понимание начинается с выискивания чего — то знакомого. В понимаемом ребёнок может обнаруживать какие — то странности, что свидетельствует о развитии его понимания нового.
Педагогическая составляющая метода — педагогическая грамотность педагога, которая позволяет ему уходить от стереотипных поведенческих ходов и приёмов.
Изучив методику профессора В. М. Букатова, мы провели консультацию для воспитателей по данной теме, где теоретические знания подтвердили практикой — обыгрывали пьесу П. Чайковского «Новая кукла».
Открывшиеся новые знания потребовали постановки новых задач:
- обогащать восприятие музыки через синтез разных видов искусств (музыки и театрализованной деятельности);
- способствовать развитию творческих способностей (музыкально — игровых, танцевальных) на основе осмысления характера музыки;
- расширять словарь эмоций для определения эмоционально — образного содержания музыки;
- способствовать развитию коммуникативных качеств в процессе театрализованной игры;
- изготовление пособий, обновление выставки творческий работ по теме.
Детям подготовительной группы было предложено послушать произведение «Нянина сказка» П. И. Чайковского. Для того чтобы они запомнили это произведение мы предложили им поиграть. С помощью разрезанных картинок, изображающих разные сказки, дети поделились на 3 группы по 6 человек. Каждой маленькой группке нужно было придумать и рассказать свою сказку с любыми персонажами. Сказка должна длиться столько, сколько звучит музыка, время на обдумывание и репетицию небольшое. Оно равно 3 определённым периодам, т. е. 3 раза звучит музыка, пока дети придумывают свою историю, репетируют её и показывают. В распоряжении детей были атрибуты, музыкальные инструменты, элементы костюмов. Педагоги наблюдают и не вмешиваются. Дети с удовольствием общаются друг с другом и во время показа очень стараются. После показа необходимо было выполнить ещё одно задание: повторить то, что делала другая команда. Мы едва уложились в отведённое время, но занятие получилось и полезное, и радостное одновременно.
Следующие опыты обыгрывания музыкальных пьес П. И. Чайковского, Д. Кабалевского, К. Сен-Санса мы облекли в форму «музыкальных гостиных» под названием «Театральные встречи».
Метод, который мы использовали в работе с детьми дал положительный эффект. Дети с удовольствием слушают музыку, их речь стала яркой и образной, движения выразительны и непринуждённы. Дети дружелюбно общаются друг с другом.
Предметно — развивающая среда пополнилась новыми пособиями (тематическими альбомами — «Детский альбом» П. И. Чайковского с рисунками детей, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, аудиоиграми «Угадай, покажи», комплектами разрезных карточек для деления на группы, что обогатило самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Активизировалась работа с родителями. Они с удовольствием берут флешки с любимыми детскими музыкальными произведениями для домашнего музицирования.
Свой педагогический опыт по данной теме мы представили на методическом объединении музыкальных руководителей, где показали тематическое занятие «Играем в театр», целью которого было приобщение детей к миру искусства.