МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования

Надежда Одинцова
Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Последние десятилетия - время становление системы непрерывного экологического образования в России, формирование его концепции. Современные психологические и педагогические исследования (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина и др.) показывают большие возможности умственного развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Мы изучили уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента и выявили, что высокий уровень составил - 46%, средний и низкий, соответственно - 38% и 16%.

Свою работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений мы начинали с создания эколого-развивающей среды, в которую включили тематическую площадку «Пчелка», «Зоодворик», исследовательский центр «Эврика».

Был подобран комплекс занятий с использованием экспериментов и комплекс упражнений и проблемных ситуаций для самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования. Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Мы не навязывали своих советов и рекомендаций детям, а ждали, когда ребенок сам испробует разные варианты решения в определенной ситуации. Только если ребенок не находил ответа и обращался за помощью, мы ему помогали. При таком стиле работы возросла роль заданий по прогнозированию результатов ( например: «Как увидеть пар?», «Можно ли унести воду в решете?», предлагалось детям самим найти ответы на поставленные вопросы, расширяются возможности по фиксированию результатов (графические формы, фиксация натуральных объектов, становятся доступными двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому мы часто задаем детям вопрос «Почему?».

Проводилась работа с родителями по организации экспериментирования в условиях дома. Мы дали несколько советов родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей и по организации экспериментирования в условиях дома (эксперименты с картошкой, помидорами, фасолью, луком, на выявление физических свойств предметов : теплопроводность материалов и т. д., изменение состава воздуха при горении, происхождения низких и высоких звуков, особенности передачи на расстоянии и др.)

Дети вместе с родителями варили «необычную» кашу с добавлением бананов, яблок, апельсинов, добывали крахмал из картофеля, решали проблему «Как использовать обмылки? придумывали необычные игры. Один мальчик с папой придумал «Цирк», которой можно развлечь малыша во время купания, другой мальчик придумал игру «Фонтаны» : включить кран на кухне, под струей воды построить из чашек, тарелок, кастрюлек конструкции; вода, падая на это строение, образует фонтаны и водопады.

В процессе совместной деятельности детей и родителей, и у тех, и у других мы наблюдали яркие поведенческие реакции (эмоциональные проявления по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем, стремления поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте) - показатели проявления познавательного интереса участников исследовательской деятельности.

Повторная диагностика показала повышения высокого уровня сформированности экологических представлений у детей высокого уровня до 40%, среднего до 48%, и снижение низкого уровня до 12%.

Экспериментирование способствует развитию у детей внимания, мышления, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия.

Список литературы:

1. Баранникова Э., Тарасевич И. Создание развивающей среды на участке детского сада// Ребенок в детском саду :.- М. : - 2002. -№ 3 - С. 76-81

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М. : - ТЦ Сфера. - 2001. - С. 3-5,185

3. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников - ТЦ Сфера. - 2006. - С. 56-77

Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе, как условие формирования экологической культуры ребенка Введение Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Педагогическая наука исходит из цели воспитания всесторонне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 23:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Одинцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД