Людмила Владимировна Кирюхова
Урок окружающего мира «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Весна – природа пробуждается.
Цель:
-познакомить с новыми народными названиями месяцев («капельник», «водолей», «цветень», и объяснить их происхождение, - прививать интерес к занятиям по ознакомлению с окружающим миром
расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе
(капель, проталины, ледоход, появление первоцветов и насекомых, прилёт птиц) и о взаимосвязях в природных явлениях.
- воспитывать самостоятельность, инициативность, эмоциональный отклик
Публикация «Урок окружающего мира „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе, уважение к окружающим, желание помогать)
Ход урока:
I.Орг. начала урока
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II.Сообщение темы урока.
-Отгадайте загадку,и вы узнаете о чём мы будем говорить на уроке.
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня (Весна)
-Ребята, Весна прислала вам письмо.
- Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пропали приметы весны. Помогите, ребята». Весна обращается к нам с просьбой вернуть приметы. А для этого нам нужно выполнить задания.
А вот и первое задание.
Попробуйте сказать, без чего не может быть весны. (без яркого солнца, птиц, журчания ручья, и т. д.
Солнце землю осветило,
Все сугробы растопило,
Пробуждаются леса.
По тропе бежит лиса.
Заливаются ручьи
И синички: - Чьи вы, чьи!
Зайцы в ельнике играли,
В новых шубах загорали
И решили посмотреть,
Как в берлоге спит медведь!
А медведь уже проснулся,
Сладко-сладко потянулся,
Заревел, что было сил,
Зайцам лапой погрозил.
Зайки прыгнули в сторонку,
И капель запела звонко.
На реке растаял лед
И поплыл как пароход.
Пассажиром там сама
Убежавшая зима. (Слайд 3 (Слайд 4)
III. Изучение нового материала.
1. Чтение рассказа.
Не забыла Весна-Красна к нам дорогу. Идёт она, ступает неслышно, а в природе всё преображается. На лесной опушке появились первые подснежники. Потемневшего снега ещё много, но он быстро тает. А вот и первые проталины — всё, зиму уже не вернуть.
Ручьи везде – в городе, за городом — журчат, стараются вовсю. Из дальних стран возвращаются на родину птицы. Он поют Весне свои лучшие песни.
Весна пришла и порадовала всех хорошей погодой: весёлой капелью, свежим воздухом, тёплыми, золотыми лучами. Вздохнул, ожил лес. Лёд на реках задвигался, зашевелился. Небо голубое-голубое. Привет, долгожданная Весна! ( Автор рассказа: Ирис Ревю)
2. Беседа.
Весной – природа пробуждается.
- Назовите весенние месяцы (Слайд 4)
-Март назван в честь бога войны Марса, раньше его называли «Капельник».Капель -падение ~ растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев.
Апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, или «Водолей»,
а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай,его называли «Цветень.».
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее)
- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; ЛЕДОХОД: движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек,начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)
IV.Физминутка
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
V.Первичное закрепление
1.- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?
- Что же произошло?
- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)
- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)
- -Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
-Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) – «галантус»
бывают синие и белые
- медуница-лекарственная
- (Слайд 11)
2. Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т. к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
- Не только растения реагируют на появление тепла.
3. Перелётные птицы.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? ( Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
- Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы, воробьи, вороны)
- А какие птицы прилетают весной?
- Как называют этих птиц? (Перелётные)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица (грач)
(Слайд 12)
- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей (скворец)
(Слайд 12)
- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.
- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)
(Слайд 14)
- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).
4. Ситуации. Правы ли дети?
Когда ребята были в лесу случайно, в кустах нашли гнездо, в котором лежало три яйца. Маша осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, все ребята полюбовались им, а потом вернули его на место.
- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? (Неправы, так как трогать яйца нельзя – они сохраняют запах рук, который является чужим для птиц, птицы бросают такие яйца.)
- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц
Ребята ходили в поход в лес и когда отдохнули, решили:
В речку скинем все бутылки!
В море пусть плывут посылки!
Банки в землю закопаем!
Мусор птицам разбросаем!
(Неправы, нельзя засорять природу, например консервная банка и полиэтиленовый пакет будут лежать несколько веков. Нужно забрать мусор с собой и утилизировать на свалки.)
Когда ребята пошли домой они затушили костёр, залив его водой. (Правы, так как от костра может возникнуть пожар в лесу.)
VI.Закрепление
1. Игра «Скажи наоборот»
Чтобы нам легче было выполнить следующее задание, весна отправила нам свой мячик.
Давайте поиграем в интересную игру :
Зимой лед толстый – а весной (тонкий)
Зимой день короткий – а весной (длинный)
Ручей широкий, а ручеек (узкий)
Зимой воздух холодный, а весной (теплый)
Чай горячий, а сосулька (холодная)
Дерево высокое – куст низкий
Река глубокая – ручей мелкий
Весной просыпается не только природа, но и животные.
1. «Скажи правильно»
А теперь поправьте меня, скажите правильно.
-Распускаются листочки или цветочки?
- Порхают птички или лисички?
- Тает снежинка или слезинка?
- Журчат ручьи или грачи?
- Набухают почки или листочки?
- Прилетают насекомые или птицы?
- Трещит лед или ледоход?
- Из берлоги выходит медведь или заяц?
- Весной катаются на лыжах или на велосипеде?
- День становится длиннее или короче?
3. Кроссворд. «Весна.»
1. Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)
2. Как сказать одним словом? Идёт лёд. (Ледоход)
3. Весенний праздник,когда красят яйца (Пасха)
4. Что вьют птицы весной (Гнездо)
5. Резиновая обувь,нужная весной. (Сапоги)
Какое слово получилось?
VII. Подведение итогов.
-О чём мы сегодня говорили на уроке?
-Какие приметы весны вы запомнили?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?- Что было сложным? Вызвало затруднения?
VIII. Рефлексия.
-Выберите себе картинку по настроению. Всё было понятно на уроке- солнышко. Немного сомневался в ответах- солнышко за тучкой.
Было скучно, неинтересно- тучка.