Струцкая Ольга Васильевна
Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста как педагогическая проблема в психолого-педагогической литературе
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством экологического образования. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Педагоги по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития, детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше». Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3 лет.
Публикация «Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Рыжова Н. А. отмечает, что в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями. До трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. В младшем возрасте, когда ребенок познает мир; важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили такие объекты природы как животные, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимосвязями, например, связями живого организма со средой обитания (животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле). В существующих программах по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой.
Раннее общение детей с природой, отмечает Суркина С. А., поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Золотова Е. И. отмечает, что пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление жестокости по отношению к живым существам. Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают плохие поступки (мучают - «ласкают» - котенка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия. Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы.
С. Н. Николаева в своей программе «Юный эколог» отмечает что, начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже в младшей группе. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Неожиданное действие, новый предмет или игрушка помогают поддерживать непроизвольное и непродолжительное внимание детей. В этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредоточиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста, отмечает Николаева С. Н., – заложить первые ориентиры в мире животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе, подчеркивает С. Н. Николаева, является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиальное отличие от неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если в этом возрасте они не поймут : попугаю в клетке нужна вода и зерна, воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с животными, их частями, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных представлений о животных, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Рассмотрим средства, и методы, с помощью которых осуществляется формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста. Одним из основных средств ознакомления детей младшей группы с природой отмечает А. В. Теремов является наблюдение – целенаправленное, непосредственное чувственное восприятие ее объектов и явлений. Знания о природных объектах и явлениях формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Поэтому наблюдения за природой в детском саду проводятся ежедневно. Каждое наблюдение при этом дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя приобретенные ранее первоначальные представления. Эффективным средством формирования представлений о животных является труд в природе. По мнению О. М. Газиной, труд в природе позволяет решать важные педагогические задачи: формировать у детей практические умения и навыки по уходу за животными, воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к животным, трудолюбие, ответственность и т. д. Дети младшего дошкольного возраста могут на прогулке покормить птиц. Воспитательную значимость детского труда в природе подчеркивали Е. И. Корзакова, Л. Е. Образцова, А. Г. Тулегенова, В. Г. Фокина и другие.
Использование метода рассматривания картин отмечает В. А. Зебзеева, позволяет решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. Кроме того, многие животные недоступны для непосредственных наблюдений, поэтому познакомить детей с ними можно через картины. При ознакомлении детей с животными используются дидактические сюжетные, предметные, художественные картины. При ознакомлении детей с животными также используются учебный экран, диапозитивы, диафильмы. С их помощью отмечает В. А. Зебзеева воспитатель формирует у детей представления о росте и развитии животных, вызывают особое эмоциональное отношение, интерес. При формировании представлений о животных у детей дошкольного возраста В. А. Зебзеева рекомендует использовать словесные методы: рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. Исходя, из дидактических задач выделяют два вида бесед. Предварительная беседа, которую используют перед наблюдением, экскурсией, для уточнения опыта детей. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Одним из средств формирования представлений о животных, отмечает А. В. Миронов, является художественная литература. Художественная литература для детей представлена многочисленными произведениями (рассказы, сказки, стихотворения). Дидактическое творчество писателей в этом случае заключается в их умении адаптировать научную информацию для восприятия детей, сделать её доступной и интересной.
Для расширения представлений детей о животных, В. А. Зебзеева предлагает использовать разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. Психологами (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, частности на его интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающий эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам животного мира. По мнению А. В. Миронова, продуктивная деятельность детей представляет себе большие возможности для экологического образования детей. Для закрепления представлений детей о животных, проводят занятия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации. В своих работах дети отражают полученные знания о животных. В. П. Зинченко отмечает важную роль продуктивной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов. Созданный им продукт в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру.
Таким образом, педагоги, психологи и специалисты в области экологического воспитания отмечают, что обучение и воспитание по формированию представлений о животных необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте, учитывая возрастные особенности детей и их взаимоотношения с природным окружением. Основными методами и средствами формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о животных являются наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы, уход за животными, дидактические игры, продуктивные виды деятельности.