Наталья Меркушкина
Формирование представлений о труде взрослых у старших дошкольников посредством игровой деятельности
В современном мире происходит изменение отношения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе. Происходящие перемены не могут не отражаться на подрастающем поколении, которые достаточно быстро перенимают новые оценки результатов труда, установки взрослых. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых позволяет целенаправленно формировать у них трудовые действия, добиваться понимания сущности и важности труда, воспитывать уважение и ответственное отношение к нему и его субъектам.
Публикация «Формирование представлений о труде взрослых у старших дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о труде взрослых у старших дошкольников посредством игровой деятельности на базе МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 6» г. о. Саранск в подготовительной группе. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников, возраст которых 6-7 лет. Была выделена контрольная и экспериментальная группы по 10 человек каждая.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых с детьми проводилась индивидуальная беседа (например, задавались вопросы «Для чего люди ходят на работу?», «Какие ты знаешь профессии?», «Кем работают твои мама и папа?» и др.). После беседы дошкольникам предлагались серия заданий с использованием картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда. Ребенок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Полученные данные показали, что большинство дошкольников не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о труде взрослых, особую трудность представляет выделение характерных трудовых действий, результатов труда. Характеризуя знакомые профессии, дети недостаточно полно ориентируются в трудовых средствах, прослеживается бедность словаря, характеризующего специфику профессий. Эти данные позволяют сделать заключение о необходимости разработки и проведения системы целенаправленной работы по развитию представлений у детей о труде взрослых, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.
На формирующем этапе была разработана и апробирована система игровых заданий, направленная на формирование представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Так с дошкольниками проводились сюжетно-ролевые игры («Водители», «Магазин», «В больнице» и др.). Большое значение в своей работе уделяли знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, которые затем были использованы в игровой деятельности. Также использовались дидактические игры с целью закрепления полученных знаний дошкольников о профессиях : «Кому принадлежит?» ( на соотнесение картинок: представители профессий – оборудования, «Назови профессию» (назвать по продукту труда, «Лото», «Чья одежда?» (по картинке определить, представителю какой профессии принадлежит спецодежда, «Что за профессия?» (по картинке рассказать о профессии.
После окончания формирующего эксперимента мы вновь провели диагностику уровня сформированности представлений о труде взрослых у старших дошкольников по той же форме и параметрам, с использованием аналогичных заданий. Сравнивая результаты экспериментальных данных можно сделать следующие выводы. Показатели детей экспериментальной группы заметно улучшились с момента констатирующего эксперимента, этому способствовали специально подобранные дидактические и сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование представлений о различных профессиях; обо всех компонентах трудового процесса : о целях и мотивации труда взрослых; полнота, содержательность представлений об орудиях труда; о порядке выполнения трудовых действий; о результате труда; на воспитание уважительного отношения к труду взрослых, формирование понимания его ценности.
Изменение характера представлений и отношения к труду взрослых, пониманию его значимости стало очевидным. Дети стали бережнее относиться к предметам рукотворного мира, проявлять любознательность к процессу труда и возможности его отражения в игре. Расширился спектр представлений о профессиях взрослых. Дети с удовольствием реализовывали полученные впечатления в игровой деятельности.
Результаты экспериментального исследования подтвердили раннее выдвинутую гипотезу о том, что процесс формирования представлений о труде взрослых у детей 5-7 лет посредством игровой деятельности будет более успешным при следующих психолого-педагогических условиях: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, стимулирования интереса детей к труду взрослых через разнообразные виды игровой деятельности.