Ксения Ионова
Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребёнка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
По статистике каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожного обращения с огнём. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за недостаточных знаний о правилах пожарной безопасности. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая чётких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Это обусловлено детской любознательностью, потребностью в экспериментировании, характерной для старшего дошкольника.
Публикация «Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Игры, дидактические пособия, макеты
- Темочки
Соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественным в поведении человека, когда нормы и правила обращения с огнём привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнём, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; привить детям культуру безопасного поведения.
Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей не имеют представлений о важности соблюдения правил пожарной безопасности.
Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных учёных (А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда.
По утверждению данных авторов, обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками методических разработок по основам безопасной жизнедеятельности и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребёнка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит: игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является ведущим видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учё ные: Я. А. Коменский, Дж. Лок, М. Монтессори, Платон, Ж. -Ж. Руссо, Л. Толстой, К. Ушинский. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев; а также психологи – Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельность ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимающим, но никогда не развлекающим. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: В. И. Аванесовой, З. М. Богуславский, А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Л. А. Венгер, Ф. Иваницкой, Е. И. Родиной, Е. А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачяпуридзе. Во всех исследованиях утверждалась взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.
Формы профилактической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении достаточно разнообразны. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме. В настоящее время разработано достаточно много дидактических игр по пожарной безопасности, но воспитатели редко используют их в образовательном процессе и отдают предпочтения другим видам безопасности (правила дорожного движения, общение с незнакомыми людьми).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2020
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Москва: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2015. – 160 с.
3. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - Москва: Просвещение, 2017. – 200 с.
4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - Москва: Сфера, 2013. - 176 c.
5. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие [Текст] / В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. - Москва: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
6. Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников [Текст] / Т. В. Загвоздкина. – Минск: Полымя, 2015. – 192 с.
7. Заскевич, И. Азбука безопасности [Текст] / И. Заскевич // Пралеска. – 2011. – N10. – С. 17-20.
8. Кора, Н. А. Психологический аспект категории «безопасность» [Текст] / Н. А. Кора. – Казань: Казанский педагогический журнал, 2016.- 67-72с.
9. Менджерицкая, Д. В. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Д. В. Менджерицкая. - Москва: Мозаика-Синтез, 2017.- 2-4с
10. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры [Текст] / – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 90 с.
11. Прилепко, Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников [Текст] / Е. Ф. Прилепко. - Москва: Скрипторий 2015. - 989 c.
12. Сократов, Н. В. Воспитание у детей и подростков здоровьесберегающих мотиваций [Текст] / Н. В. Сократов, В. Г. Купцова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 121-127с.
13. Хромцова, Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Хромцова. – Москва: Педагогическое общество России, 2017. – 120с.
14. Искандарова, Т. М. Использование инновационных игровых технологий в обучении дошкольников основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Т. М. Искандарова. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nmcsova.ru/metod/kopilka2017/dou/iskandarova-tm-ispolzovanie-innovacionnyh-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii, свободный. Дата обращения: 20.10.2020
15. Пожарная безопасность детям [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://fireman.club/pozharnaja-bezopasnost/detjam, свободный. Дата обращения: 21.10.2020
16. Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2018/01/07/statya-aktualnost-obucheniya-detey, свободный. Дата обращения: 20.10.2020
17. Статистика пожаров в России [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://gorodzvezdny.ru/press-centr/918 , свободный. Дата обращения: 20.10.2020
18. Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/21/pedagogicheskiy-opyt-formirovanie-osnov-pozharnoy-bezopasnosti-u-detey , свободный. Дата обращения: 20.10.2020