Анастасия Андреева
Формирование предпосылок универсальных учебных действий. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) Личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
Публикация «Формирование предпосылок универсальных учебных действий, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
4) коммуникативный.
Личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.).
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение).
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
• Умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
• формирование познавательной и социальной мотивации;
• формирование адекватной самооценки;
• формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;
• формирование способности учитывать чужую точку зрения;
• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)
Регулятивные УУД
Целеполагание – умение сохранять заданную цель.
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности.
Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу.
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Предпосылками регулятивных УУД являются:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД: ориентировка в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; умение работать по заданному алгоритму; умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные : умение работать по книге; умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; умение работать с иллюстрациями; умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Логические: классификация; анализ; аинтез; сравнение; абобщение; сернация; исключение лишнего; подбор подходящего; установление причинно-следственных связей и др. ; использование знаково-символических средств; моделирование.
Предпосылками познавательных УУД являются:
• навыки сформированности сенсорных эталонов;
• ориентировка в пространстве и времени;
• умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
• умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
• умение выделять существенные признаки объектов;
• умение устанавливать аналогии на предметном материале;
• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
• умение производить анализ и синтез объектов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
• ориентировка в пространстве и времени;
• умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• умение ориентироваться в книге;
• умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
• умение находить нужную страницу;
• умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
• умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);
• умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД: умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; умение вести монолог, отвечать на вопросы; владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
• Потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению;
• умение слушать собеседника.
• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра высказывания;
3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте
При организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми, направленной на формирование универсальных учебных действий, я использовала методы, принятые в дошкольной педагогике и реализуемые через систему форм и приемов (традиционных и новаторских).
Традиционные:
• словесные (рассказ, беседа, описание, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений,
• наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, рассматривание иллюстраций, просмотр видео, презентаций,
• практические (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры, настольно-печатные игры, трудовые поручения, рисование, аппликация, лепка, конструирование, опыты, эксперименты).
Новаторские:
Интерактивная методика обучения – это новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет: практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
«Кластер» – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову и предлагается найти связь между ними.
«Синквейн». В переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте репродуктивные и объяснительно-иллюстративные методы применяются при изучении нового материала, но более эффективными, на мой взгляд, являются:
• проблемные формы овладения учебным материалом (проблемные ситуации или задачи, напоминающие научный поиск, загадки, задачи на сообразительность,
• частично-поисковые методы (отдельные проблемные вопросы, эвристическая беседа, поисковые ситуации,
• исследовательские (исследовательские задания и работы, проектная деятельность, опыты, эксперименты).
При выборе методов работы с детьми я помнила, что одним из спусковых механизмов к побуждению в деятельности является удивление. Оно чаще всего появляется при коллизии – столкновении знания и незнания. Например, когда ребенок раскладывает карточки по группам, например собирает в одни коробки треугольники, в другие – четырехугольники, и вдруг среди них оказывается многоугольник. Вот так рождается коллизия. «Ого, этого я еще не знаю»! Это затруднение порождает потребность, желание узнать. «Что же делать»? Так происходит постановка цели самими детьми. В какую группу определить эту незнакомую фигуру? А что могут предложить сами дети? Как бы они назвали данную фигуру? Таким образом, появляются задачи деятельности.
Самые сложные компоненты учебной деятельности для дошкольника, конечно, контроль и оценка. И это понятно, ведь волевые процессы дошкольника находятся на достаточно низком уровне, у них преобладают непроизвольные процессы. Но напоминаю, что речь идет только о формировании предпосылок. В идеале педагог должен давать качественную оценку, дающую основание в будущем ребенку проводить рефлексию (анализ собственных действий, мыслей, поступков, отвечать на вопрос «почему»?
Определив для себя игровой характер используемых методов, я использовала следующие формы :
работа в рабочих тетрадях, выполнение графических заданий (2-4 раза в неделю в зависимости от желания ребенка,
дидактические игры в соответствии с ООП ДОУ (ежедневно,
индивидуальные задания, направленные на развитие познавательных процессов,
сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Семья и школа», «Дом и школа»,
работа «Творческой мастерской» (или коллективное и индивидуальное творчество,
групповое занятие с педагогом-психологом (1 раз в неделю,
экскурсии в школу, музей, библиотеку, детскую школу искусств, почту, аптеку и т. д. (1-2 раза в квартал,
проектная деятельность («Сказочная осень», «По дороге к безопасности», семейные экологические проекты «Жители аквариума», «От цветка к чашке чая») в течение года.
Выполняя графические задания в рабочих тетрадях, дети развивали мелкую моторику рук, внимание, мышление, воображение, память.
3.2. Актуальность педагогического опыта
Психологическим содержанием перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности от игры к учебной деятельности. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе, важным результатом которой является психологическая готовность к школьному обучению.
При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но и жить в новой и необычной для него обстановке. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие: любознательность, познавательный интерес, активность, инициативность, достаточно широкий умственный кругозор. Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без которых он не сможет регулировать свое поведение, ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Совершенно необходим будущему школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться; стремление действовать самостоятельно, умение критически оценивать свою работу, исправлять допущенные "ошибки, умение управлять своими практическими и умственными действиями. Осознанное желание учиться так же необходимо формировать постепенно, основываясь на положительном опыте успешной познавательной деятельности, в основе которой лежит последовательное решение посильных ребенку задач.
В связи с этим была определена тема опыта работы : «Формирование предпосылок универсальных учебных действий через включение старших дошкольников в различные видя деятельности».
Формирование предпосылок УУД станет эффективнее, если:
• разработать модель воспитательно-образовательной деятельности, включающую содержание формы и методы, направленные на формирование эмоционально-волевой сферы старших дошкольников и положительного отношения к обучению в школе;
• систематически и планомерно осуществлять мероприятия по данному направлению;
• создать психолого-педагогические условия для подготовки старших дошкольников к школе.
Данный педагогический опыт раскрывает механизм формирования предпосылок универсальных учебных действий через включение старших дошкольников в различные видя деятельности.
3.3. Научность
Научность опыта заключается в соблюдении принципов дидактики: от простого к сложному, доступности, систематичности, последовательности в получении детьми новых знаний, учёт индивидуальных и возрастных особенностей, связь с жизнью и практикой.
3.4. Результативность
Результативность применения данного опыта подтверждается, прежде всего, положительной динамикой уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий у воспитанников, наблюдаемой в течение двух лет работы над данной темой.
Обобщённая оценка сформированности предпосылок УУД осуществлялась в ходе проведения наблюдений за воспитанниками в различных видах деятельности на основании показателей сформированности предпосылок универсальных учебных действий, представленных в п. 1.3. «Основные понятия, термины в описании педагогического опыта» данного опыта. На основании показателей составлены карты мониторинга сформированности УУД у воспитанников по четырем видам: личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД : получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников к началу обучения в школе.
Вывод: анализ результатов мониторинга показывает успешность овладения воспитанниками подготовительной к школе группы предпосылками универсальных учебных действий.
Достаточно высокие результаты сформированности предпосылок универсальных учебных действий у учащихся связаны с правильной организацией воспитательно-образовательной деятельности, а также комплексом условий, созданных в детском саду.
3.5. Новизна
Новизна педагогического опыта «Формирование предпосылок универсальных учебных действий через включение старших дошкольников в различные видя деятельности» состоит в:
- определении объекта исследования, которым стали не целевые ориентиры по завершении обучения в ДОУ, а предпосылки универсальных учебных действий, которые необходимы выпускнику детского сада для успешного обучения в школе;
- в комплексном применении традиционных и развивающих методов (примы «кластер» и «синквейн», интерактивная методика обучения) при формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников.
3.6. Технологичность
Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т. е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у воспитанников позицию активного участника воспитатено-образовательного процесса, умение самостоятельно ставить перед собой задачи; планировать деятельность, выбирать соответствующие действия для её реализации, осуществить самоанализ и оценить полученные результаты.
В своей практике я использую различные приемы целеполагания и планирования.
Виды заданий для формирования предпосылок
универсальных учебных действий (УУД)
Для формирования предпосылок личностных УУД использовала следующие задания:
-участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-подведение промежуточных итогов и итогов занятия (рефлексия) – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
-творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
-самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей.
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД использовала следующие задания:
-классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
-анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
-синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
-сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
-обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
-сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
-исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним;
-подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
-прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
-работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т. п. ;
-знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
-работа со схемами, составление схем-опор;
-установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом».
Для формирования предпосылок регулятивных УУД использовала следующие виды заданий:
-«преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
-поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
-взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
-заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
-контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД использовала следующие виды заданий:
-«составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
-составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
-«составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
-«выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо, о предметах (красиво, не красиво);
-обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
-групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
-«объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
-«ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Для себя я определила и использовала основные психолого-педагогические способы формирования УУД.
• Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации.
• Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.
• Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный.
• Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию и др.
• Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля.
• Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях.
А так же дошкольнику требуется:
атмосфера успеха;
помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;
помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
доброжелательное и уважительное отношение к его личности;
поощрение и похвала;
принятие его таким, какой он есть;
адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе федерального государственного стандарта, предполагает активное участие воспитанников в различных видах деятельности. Это основополагающий принцип планирования различных форм работы с дошкольниками.
4. Выводы
Из всего выше сказанного можно сделать обобщение.
При формировании предпосылок учебной деятельности наблюдается взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов УУД, прямо вытекающих из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец).
Эффективность проделанной работы, направленной подтвердил повторный мониторинг на заключительном этапе.
Таким образом, мы считаем, что при формировании УУД на предшкольной ступени образования необходимо:
1. опираться на ведущий вид деятельности дошкольников: игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;
2. включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;
3. максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
4. включать дошкольников в процесс оценивания учебных достижений : развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.) - формирование адекватной самооценки и т. д.
Теоретическая значимость опыта работы определяется тем, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем подготовки детей к школе, вносят определенный вклад в изучение закономерностей общего развития детей дошкольного возраста, что способствует более эффективной подготовке ребенка к школе.
Практическая значимость: материалы опыта могут использовать родители и педагоги старших дошкольников в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию УУД, имеющей своей целью эффективную подготовку к школе.