Татьяна Журавлева
Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами народного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Формирование личности ребенка средствами народного искусства»
Информация об опыте.
Народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребнка в мир искусства, знакомства с традициями родного народа, художественно - эстетического воспитания, развивает способность видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребнка, началом, порождающим личность. Коллектив МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» своим инновационным направлением выбрал приобщение детей к истокам народной культуры в условиях художественно-эстетического цикла.
Темочки:
Для успешной реализации данного направления объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, инструктора физического воспитания, педагогов дополнительного образования. Система работы, представленная в данном опыте включает разнообразные формы занятий с детьми : беседы, викторины, экскурсии, театрализацию, встречи с сотрудниками музея.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств художественно – эстетического развития дошкольников, их духовно – нравственного воспитания средствами мордовского национального искусства. Включение детей в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного искусства, - одно из условий полноценного эстетического воспитания, развития художественно-творческих способностей детей. Именно в дошкольном возрасте важно приобщение детей к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края, в деталях быта и обычаях людей. Работая над данным проектом, мы планируем объединить два важных компонента: познавательно-речевой компонент и художественно-продуктивный компонент. Именно эти компоненты, способствуют удовлетворению таких потребностей детей, как познавательная, потребность в приобретении новых знаний и художественно-творческая.
Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена
диагностика эффективности работы детского сада по направлению
этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников,
педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий
уровень знаний педагогов, недостаточность материально – технической и
методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей.
Выпускники детского сада имели низкий уровень сформированности знаний
о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-
прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и
поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить
крайне низкий уровень духовно - нравственной культуры большинства
современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых
культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Ведущая педагогическая идея опыта - пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивать способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.
Теоретическая база опыта.
Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно - эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования учных искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г. К. Вагнера, З. М. Василенко, М. А. Некрасова и другие. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей,
выдвигая главными критериями такой близости декоративность красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщнность пластики форм и образов. Значение народного искусства для эстетического воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества – Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Ю. В. Максимов и другие. Разработанные Т. С. Комаровой концептуальные положения о том, что народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста, стали методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у дошкольников.
Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчркивал в своих работах А. П. Усова. Она утверждала, что использование народного творчества в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступала в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики. Понятно, что в современных условиях невозможно полностью возродить традиционную культуру. Но есть целый ряд обычаев, обрядов, которые необходимо знать и передать новому поколению. Основная работа педагогов направлена на формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры у дошкольников.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта.)
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребнка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно- эстетического цикла через интеграцию художественно- творческой деятельности детей, как одной
из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по
приобщению детей к народной культуре.
Оптимальность и эффективность средств.
Предметно-развивающая среда является основным средством успешного усвоения детьми краеведческих знаний.
В дошкольном учреждении оборудована комната по ознакомлению с мордовским бытом, интерьер которой составляют подлинные предметы культурно-исторического значения, декоративно-прикладного искусства, народная одежда, иллюстрации картин мордовских художников.
Следуя разработанным рекомендациям по построению предметно-развивающей среды, во всех возрастных группах оформлены уголки по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского и мордовского народов. Для каждой возрастной группы разработан свой перечень материалов, но весь его можно разбить на группы: иллюстративный, литературный, учебно-дидактический и др.
Методика работы в нашем учреждении ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.
Целью работы является :
* приобщение дошкольника к народному искусству, раскрытие перед детьми богатства этого наследия;
*разработка педагогической модели формирования личности ребенка средствами народного искусства, обеспечивающей высокоэффективную, индивидуальную и коллективную педагогическую деятельность, позволяющую достигнуть оптимальных результатов в художественно – эстетическом воспитании дошкольников при рациональных затратах усилий и времени всех участников педагогического процесса.
Задачи данной работы :
* Развивать устойчивый интерес к народной культуре;
* Дать знания о различных видах народного творчества;
* Развивать практические навыки эффективного использования
народного творчества в педагогическом процессе детского сада на
основе интеграции разных видов художественно-творческой
деятельности;
* Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус,
художественно-творческие способности в процессе художественной
деятельности.
Для успешной реализации поставленной цели педагогами выделены
следующие условия:
* Приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности:
игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной,
культурно - досуговой, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием.
*Творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и примов воспитания и обучения.
*Создание эстетической обстановки в детском саду.
*Широкое использование в оформлении продуктивных видов деятельности детей. Организации выставок детского творчества.
*Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых примов и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой для ребнка мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества у детей.
* Вариативность во всм: выборе тем занятий, организации обстановки,
средств, методов работы с детьми.
Интегрирование на основе народного искусства основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу. Ведь невозможно представить
себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех
деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни. Приобщаясь к
народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь,
танцевать, импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих
проявлений творчества. Тогда им станет понятно и то, что объединяет
искусство народное и классическое. Реализация интеграции разных видов народного искусства в учебно - воспитательном процессе осуществляется в интегрированных циклах занятий, экскурсий, викторин, праздников, тематических вечеров, концертов. Поэтому, для работы с детьми педагоги выделили следующие формы работы : беседы, викторины, экскурсии, театрализацию, праздники, смотры - конкурсы, встречи с сотрудниками музея и др.
При отборе содержания к занятиям мы руководствовались ведущими принципами краеведения и системности:
С учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры,
С учетом принципа системности построено содержание занятий.
Обозначили новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность.
Наряду с игровыми методами в обучении педагоги используют ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:
*концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;
*метод «оживления» теоретического материала - сказок, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;
*эвристический (частично поисковый) метод;
* метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.
Для повышения эффективности педагогического процесса обновили формы и содержание обучающих занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. В старших и подготовительных группах воспитатели проводят занятия-путешествия, занятия-экскурсии, викторины («Что? Где? Когда?», «Знатоки родного края», «Колесо истории», «Погружение в прошлое» и т. др.
Результативность опыта.
Завершающим этапом по данному направлению является педагогический мониторинг, который выявляет уровень сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о предметах народного быта, праздниках, традициях, видах народно-прикладного творчества, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей; повышения потребности использовать данные знания и умения на практике; умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на приобретнные знания, навыки и умения.
Данные результаты подтвердили эффективность используемых
педагогами форм, методов и примов в приобщении детей к истокам
народной культуры. В результате детскими работами оформляются выставки,
зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических
занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ
прикладного искусства : игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Дети с
удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных
инструментах фольклорный материал. Особый колорит в мир ребнка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что дат ребнку
самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить» - вносить
новые элементы, движения, правила.