Приложение МААМ

Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами народного искусства»

Татьяна Журавлева
Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами народного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : «Формирование личности ребенка средствами народного искусства»

Информация об опыте.

Народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребнка в мир искусства, знакомства с традициями родного народа, художественно - эстетического воспитания, развивает способность видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребнка, началом, порождающим личность. Коллектив МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» своим инновационным направлением выбрал приобщение детей к истокам народной культуры в условиях художественно-эстетического цикла.

Публикация «Опыт работы „Формирование личности ребенка средствами народного искусства“» размещена в разделах

Для успешной реализации данного направления объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, инструктора физического воспитания, педагогов дополнительного образования. Система работы, представленная в данном опыте включает разнообразные формы занятий с детьми : беседы, викторины, экскурсии, театрализацию, встречи с сотрудниками музея.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств художественно – эстетического развития дошкольников, их духовно – нравственного воспитания средствами мордовского национального искусства. Включение детей в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного искусства, - одно из условий полноценного эстетического воспитания, развития художественно-творческих способностей детей. Именно в дошкольном возрасте важно приобщение детей к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края, в деталях быта и обычаях людей. Работая над данным проектом, мы планируем объединить два важных компонента: познавательно-речевой компонент и художественно-продуктивный компонент. Именно эти компоненты, способствуют удовлетворению таких потребностей детей, как познавательная, потребность в приобретении новых знаний и художественно-творческая.

Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена

диагностика эффективности работы детского сада по направлению

этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников,

педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий

уровень знаний педагогов, недостаточность материально – технической и

методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей.

Выпускники детского сада имели низкий уровень сформированности знаний

о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-

прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и

поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить

крайне низкий уровень духовно - нравственной культуры большинства

современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых

культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Ведущая педагогическая идея опыта - пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивать способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

Теоретическая база опыта.

Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно - эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования учных искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г. К. Вагнера, З. М. Василенко, М. А. Некрасова и другие. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей,

выдвигая главными критериями такой близости декоративность красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщнность пластики форм и образов. Значение народного искусства для эстетического воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества – Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Ю. В. Максимов и другие. Разработанные Т. С. Комаровой концептуальные положения о том, что народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста, стали методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у дошкольников.

Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчркивал в своих работах А. П. Усова. Она утверждала, что использование народного творчества в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступала в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики. Понятно, что в современных условиях невозможно полностью возродить традиционную культуру. Но есть целый ряд обычаев, обрядов, которые необходимо знать и передать новому поколению. Основная работа педагогов направлена на формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры у дошкольников.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта.)

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребнка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно- эстетического цикла через интеграцию художественно- творческой деятельности детей, как одной

из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по

приобщению детей к народной культуре.

Оптимальность и эффективность средств.

Предметно-развивающая среда является основным средством успешного усвоения детьми краеведческих знаний.

В дошкольном учреждении оборудована комната по ознакомлению с мордовским бытом, интерьер которой составляют подлинные предметы культурно-исторического значения, декоративно-прикладного искусства, народная одежда, иллюстрации картин мордовских художников.

Следуя разработанным рекомендациям по построению предметно-развивающей среды, во всех возрастных группах оформлены уголки по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского и мордовского народов. Для каждой возрастной группы разработан свой перечень материалов, но весь его можно разбить на группы: иллюстративный, литературный, учебно-дидактический и др.

Методика работы в нашем учреждении ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.

Целью работы является :

* приобщение дошкольника к народному искусству, раскрытие перед детьми богатства этого наследия;

*разработка педагогической модели формирования личности ребенка средствами народного искусства, обеспечивающей высокоэффективную, индивидуальную и коллективную педагогическую деятельность, позволяющую достигнуть оптимальных результатов в художественно – эстетическом воспитании дошкольников при рациональных затратах усилий и времени всех участников педагогического процесса.

Задачи данной работы :

* Развивать устойчивый интерес к народной культуре;

* Дать знания о различных видах народного творчества;

* Развивать практические навыки эффективного использования

народного творчества в педагогическом процессе детского сада на

основе интеграции разных видов художественно-творческой

деятельности;

* Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус,

художественно-творческие способности в процессе художественной

деятельности.

Для успешной реализации поставленной цели педагогами выделены

следующие условия:

* Приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности:

игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной,

культурно - досуговой, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием.

*Творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и примов воспитания и обучения.

*Создание эстетической обстановки в детском саду.

*Широкое использование в оформлении продуктивных видов деятельности детей. Организации выставок детского творчества.

*Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых примов и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой для ребнка мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества у детей.

* Вариативность во всм: выборе тем занятий, организации обстановки,

средств, методов работы с детьми.

Интегрирование на основе народного искусства основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу. Ведь невозможно представить

себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех

деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни. Приобщаясь к

народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь,

танцевать, импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих

проявлений творчества. Тогда им станет понятно и то, что объединяет

искусство народное и классическое. Реализация интеграции разных видов народного искусства в учебно - воспитательном процессе осуществляется в интегрированных циклах занятий, экскурсий, викторин, праздников, тематических вечеров, концертов. Поэтому, для работы с детьми педагоги выделили следующие формы работы : беседы, викторины, экскурсии, театрализацию, праздники, смотры - конкурсы, встречи с сотрудниками музея и др.

При отборе содержания к занятиям мы руководствовались ведущими принципами краеведения и системности:

С учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры,

С учетом принципа системности построено содержание занятий.

Обозначили новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность.

Наряду с игровыми методами в обучении педагоги используют ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:

*концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;

*метод «оживления» теоретического материала - сказок, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;

*эвристический (частично поисковый) метод;

* метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.

Для повышения эффективности педагогического процесса обновили формы и содержание обучающих занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. В старших и подготовительных группах воспитатели проводят занятия-путешествия, занятия-экскурсии, викторины («Что? Где? Когда?», «Знатоки родного края», «Колесо истории», «Погружение в прошлое» и т. др.

Результативность опыта.

Завершающим этапом по данному направлению является педагогический мониторинг, который выявляет уровень сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о предметах народного быта, праздниках, традициях, видах народно-прикладного творчества, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей; повышения потребности использовать данные знания и умения на практике; умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на приобретнные знания, навыки и умения.

Данные результаты подтвердили эффективность используемых

педагогами форм, методов и примов в приобщении детей к истокам

народной культуры. В результате детскими работами оформляются выставки,

зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических

занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ

прикладного искусства : игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Дети с

удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных

инструментах фольклорный материал. Особый колорит в мир ребнка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что дат ребнку

самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить» - вносить

новые элементы, движения, правила.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства Духовно - нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства (Слайд № 1) «Детство – каждодневное.

Игра — это формирование личности ребенка Мир игр-особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, любой замысел можно привести в исполнение, особенно если рядом.

Консультация для воспитателей — формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

Консультация на тему: «Эстетическое воспитание ребенка средствами литературы, изобразительного искусства и музыки». В настоящий момент, нет, пожалуй, другой области педагогики, где существовал бы такой разрыв огромных возможностей и мизерных результатов,.

Обобщенный опыт работы «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора» Тема: формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА. Раннее.

Педагогическая гостиная «Влияние народного фольклора на развития личности ребенка. Его роль в домашнем воспитании» Консультация для родителей «Влияние народного фольклора на развития личности ребенка. Его роль в домашнем воспитании». На протяжении многих.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде.

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педа-гогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных.

Развитие личности ребенка средствами народного фольклора «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами народного искусства»
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 20:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами народного искусства»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД