Зонова Екатерина Георгиевна
Мастер-класс «Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: педагоги дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в области развития предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Сформировать у педагогов представление об универсальных учебных действиях.
• Учить работать в системе развития предпосылок УУД.
Публикация «Мастер-класс „Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
• Учить проектировать развитие универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в своей педагогической деятельности.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Развитие предпосылок универсальных учебных действий детей на ступени дошкольного образования».
• Мультимедийное оборудование.
• Буклеты с информацией в данном направлении педагогической деятельности.
• Материал для проведения мастер-класса (раздаточный материал с заданиями, ручки).
• Анкета для рефлексии.
Планируемый результат:
• Информирование педагогического сообщества о системе работы по развитию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
• Сформировать представления педагогов о возможностях работы в данном направлении педагогической деятельности.
Продолжительность: 30-40 минут. Мастер-класс для педагогов включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную - рефлексивную.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появ-лением в нашей стране различных моделей обучения (особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рас-согласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Показано, что проблема имеет несколько различных аспектов и возникает по целому ряду причин. Во-первых, имеет место недостаточно плавное, даже «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения, которое при переходе к новой ступени обучения приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Рассматривая номенклатуру универсальных учебных действий, можно отметить следующее.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Уважаемые коллеги, более подробную информацию о блоках УУД, Вы можете найти в подготовленных для Вас буклетах, а сейчас я предлагаю Вам посмотреть мультимедийную презентацию «Развитие предпосылок универсальных учебных действий детей на ступени дошкольного образования» и обсудить увиденное.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые педагоги, предлагаю сформировать подгруппы для дальнейшего выполнения практической части нашей встречи. Разделившись на подгруппы, вы получите раздаточный материал с бланками заданий. Каждой группе необходимо обозначить в предложенном варианте задачи блок УУД, на развитие которого направленно задание, возраст адресата, оцениваемые универсальные учебные действия, форма работы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В процессе выполнения практической части встречи, возникающие у педагогов вопросы, могут решаться самостоятельно или в ходе дискуссии.
На этапе завершения практической части я предлагаю Вам поделиться результатами деятельности вашей подгруппы. Обсуждение, размышления и включение в дискуссию участников мастер-класса о выполненном задании.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ – РЕФЛЕКСИВНАЯ.
В начале нашего мастер-класса вам выдали анкеты, прошу заполнить и вернуть их мне. Укажите, пожалуйста, что Вы получили для себя от сегодняшней встречи. Информация, полученная от Вас, важна для меня и будет использована для повышения эффективности и совершенствования моей деятельности.
Спасибо за внимание.