Приложение МААМ

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

ЕЛЕНА ИВАНОВА
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития предпосылок учебной деятельности – одна из актуальных. Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, но испытывают трудности при обучении в школе, у них отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Эта проблема стояла в свое время перед Л. С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Ученый наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО (п. 1.6 (6, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования – школьное обучение.

Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного возраста.

• Первой предпосылкой формирования учебной деятельности является развитие познавательных интересов и потребностей. Если дети усваивают все то, что от них требуется, без интереса и увлечения, то знания будут формальными. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

• Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий, на основе осознанного вычленения способа действий. Следуя инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки дети могут получать и вне этой деятельности, например, в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

• Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, что повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний. Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, сохраняя вместе с тем общий принцип.

• Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого детьми действия с образцом, т. е. без контроля не эффективна.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель – формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи:

1. Интегрировать игровую и учебную деятельности, обеспечивающие субъектную активность детей.

2. Создать условия для принятия детьми учебных задач, способов их решения, контроля и оценки.

3. Организовать сотрудничество детей, родителей и педагога.

Для этого учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Этому способствует проектная деятельность, которая включена в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности. Метод проектов – это совокупность приёмов, действий всех участников (дети, педагог, родители) в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта. Организация всей деятельности в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности, для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации. Проектная деятельность включает детей в межличностное взаимодействие, направлена на обогащение социально-личностного опыта. Организация проектной деятельности предполагает развитие познавательных, речевых, конструктивных способностей дошкольников. Проекты способствуют развитию в детях активность, проявление детской любознательности, самостоятельности, способствуют принятию решений, учат ставить цель, планировать и предвидеть результат.

Существенные особенности проектной методики в работе с детьми заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Дети вместе с педагогом осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада и семьи. И что самое главное, незаметно для детей, происходит переход от игры к обучению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для них приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности.

Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.

Новизна моего опыта в том, что я использую проектную деятельность для формирования предпосылок учебной деятельности у детей в рамках консультативно-методического пункта. Все проекты семейные, так как дети большее время находятся дома.

В своей деятельности я реализую следующие проекты : исследовательские, творческие, игровые, информационные. По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К активному участию в реализации проектов привлекаются семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни группы, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности. Так развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется новым содержанием и общими интересами.

Работа над темой началась с небольших краткосрочных проектов. В течение учебного года проходили проекты : «Огонь – друг или враг», «История создания стекла», «Путешествие в прошлое стиральной машинки», «Нагревание – охлаждение», «Снег, лед и их свойства», «Календарь», «Удивительные превращения пищи», «Солнце и его значение на Земле», «Как звери зимуют?» и другие. Ежедневные наблюдения на прогулке за живой и неживой природой – это тоже небольшие исследовательские проекты. Дети с помощью педагога и родителей узнали много нового, совершили увлекательные путешествия. Совместные проекты сблизили детей в группе. Они стали более дружными, увеличился активный словарь. Дети начали предлагать новые темы для проектов, а значит увеличился познавательный интерес. Во время реализации проектов в группе создается развивающая среда, соответствующая теме: картины, игры, материалы для экспериментирования.

С детьми старшей группы в 2018 году реализован среднесрочный проект «Как хлеб на стол пришел». Цель проекта. Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Результаты проекта. У детей сформировалось представление о ценности хлеба. Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе. Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколько людей разных профессий трудятся над его выращиванием и производством. Дети проследили долгий и трудоемкий процесс прохождения маленького зернышка до нашего стола. Дети узнали значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена. Дети приняли активное участие в опытно-экспериментальной деятельности «Прорастание зерен пшеницы, ржи, овса и ячменя», «Превращение зерен в муку с помощью кофемолки», «Испечем хлеб в хлебопечке». Дети побывали в роли пекаря при изготовлении изделий из солёного теста. У детей формировались навыки опытно-экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

С детьми подготовительной к школе группы летом 2019 года был реализован долгосрочный проект «Лекарственные растения». Цель проекта. Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями нашего региона и применением их для оздоровления организма.

Результаты проекта. У детей проявился познавательный интерес к лекарственным растениям. Они узнали не только названия, но и пользу, какую приносят растения для оздоровления человека. Научились сравнивать, анализировать, обобщать полученные знания. В процессе исследовательской деятельности развилось экологическое мышление, любознательность, наблюдательность. В процессе развития коммуникативных навыков дети закрепили правила: считаться с интересами других, находить совместные конструктивные решения. Во время проведения наблюдений, рисования растений, рассказывание о проведенных опытах эстетическое восприятие окружающего стало более развитым. В речи детей появилось много эпитетов, в рисунках – ярких насыщенных красок.

С сентября 2019 года свой опыт работы я использую с детьми, посещающими консультативно-методический пункт.

В октябре с ребенком 5 лет реализован краткосрочный познавательно-творческий семейный проект «Моя семья». Во время проведения проекта создали «Древо семьи», фотовыставку «Наши увлечения», рисовали семейный портрет, лепили чайные пары, сделали аппликацию «Дом моей мечты». Главный помощник была мама.

Вывод: За время реализации проекта уровень знаний ребенка о семье значительно повысился. Он узнал больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас.

В ноябре реализован краткосрочный познавательно-исследовательский семейный проект «Удивительная вода». В проекте участвовала семья с детьми 2 и 6 лет. Во время проведения проекта проведены опыты и эксперименты.

Вывод: Дети стали бережно относиться к воде и экономить ее. Научились осознавать, насколько значима вода в природе и жизни человека. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту. В ходе работы над проектом, компетентность родителей по экологическому воспитанию повысилась.

Родители детей, не посещающих детский сад на полный день, охотно откликаются на проблемные вопросы детей, и работа по проектам значительно наполняется новыми знаниями. Главное то, что ребенок является организатором поиска необходимой информации, а родители выполняют вспомогательную функцию.

Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности проводилась педагогическая диагностика, которая показала, что использование развивающих заданий, участие детей в проектной деятельности позволило сформировать у детей эти предпосылки. Воспитанники стали более активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения, подчиняют свои действия правилам, умеют взаимодействовать друг с другом.

Вывод: Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников через проектную деятельность становится эффективнее если выполняются следующие условия:

1. Интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка.

2. Основными компонентами психолого-педагогической готовности является принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки.

3. Сотрудничество ребенка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

Какими вырастут наши дети – покажет время, но сформированные в старшем дошкольном возрасте личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 16 января 2020 в 07:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ИВАНОВА (УИ 840816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД