Муравьева Маргарита
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей средней группы 4–5 лет посредством ознакомления с литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Альберт Эйнштейн сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
В наше время ребенка сложно заинтересовать книгой. Чтение становится детям не интересно. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы, короткие видео в телефоне и компьютерные игры. Они с интересом наблюдают за картинками на экране. Это увлекательно, завораживающе и легко. Чтение же – процесс сложный. Слушая книгу, дети размышляют, фантазируют, сопереживают. И хорошая книга может стать и воспитателем, и учителем, и другом. Кроме того, совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребёнке добрые качества. А это значит, что нам, педагогам, при поддержке родителей, необходимо повысить интерес детей к книге и сформировать читательскую грамотность.
Знакомя детей с художественной литературой, необходимо следовать тем условиям, которые нам диктует Федеральная образовательная программа. В области речевого развития одной из основных задач образовательной деятельности является: «интерес к художественной литературе».
В ФОП отражены основные представления, знания, умения детей дошкольного возраста в области художественной литературы.
В программе представлен довольно большой примерный список художественной литературы, опираясь на который мы в нашей группе ведем работу по формированию читательской грамотности.
Общение с книгами у детей нашей группы происходит ежедневно. Небольшие паузы в воспитательном процессе ребята заполняют просмотром иллюстраций книг, это наша традиция. Каждый ребенок может взять из книжного центра любимую или свежую книгу и рассмотреть ее, а может воспитатель предложить кому-то из детей пересказать сказку, рассказ, опираясь на иллюстрации книги, а остальные внимательно послушают.
Чтение в группе происходит также ежедневно, в одно и то же время, в непринужденной обстановке. А после чтения всегда следует обсуждение прочитанного. Во время обсуждения дети учатся прослеживать сюжетную линию; сопереживать персонажам; понимать поступки героев и их последствия.
Учимся инсценировать. Мы берем отрывки из русских народных сказок, произведения Чуковского, Сутеева, Барто. Задействуем ширму, подаренную родителями. В данный момент мы с ребятами готовим инсценировку сказки Сутеева «Под грибом», с которой выступим перед воспитанниками нашего детского сада, а так же перед родителями нашей группы, которые тоже внесли свою лепту в создание этой инсценировки: помогли в изготовлении костюмов.
Кроме чтения книг воспитателем, детям нравится слушать аудиокниги: рассказы, сказки, стихи. Мы слушаем аудио постановки: по ролям, с музыкальным сопровождением. Когда мы прослушиваем одно произведение, прочитанное разными исполнителями, то в последствии часто дети просят включить им понравившегося исполнителя. Таким образом формируется определенный вкус у наших ребят.
В этом году работа с книжным центром в нашей группе ведется следующим образом: каждый месяц посвящен одному автору. В течение это времени мы знакомим детей с произведениями конкретного автора, иллюстрациями к его произведениям, интересными для их возраста фактами биографии. В это время в центре находятся книги именно этого автора.
В начале этого учебного года мы участвовали в акции, проводимой департаментом культуры и молодежной политики администрации городского округа Самары «Книжка на ладошке - 2023». Мы посетили центральную модельную детскую библиотеку, где ее сотрудники для нас провели мероприятие по чтению сказок Сутеева, небольшой мастер класс, рассказали о библиотеке и предложили стать ее читателями. Это было наше первое знакомство с библиотекой.
Сотрудничество с детской библиотекой недавно продолжилось нашим участием в тотальном дне чтения произведений А. С. Пушкина. В нашей группе прошел конкурс иллюстрации по произведениям поэта, выставка его книг и чтение сказок.
Помимо непосредственно чтения художественной литературы, провожу игры, направленные на формирование читательской грамотности:
-в данном возрасте это игры, направленные на развитие фонематического восприятия и слуха, в последующие 2 года в наш арсенал войдут и игры, направленные на формирование и развитие слогового и слитного чтения. Прекрасный материал для этого я нахожу в учебно-методическом комплексе Н. В. Дуровой «Обучение дошкольников грамоте», по которому мы работаем этот и два последующих года. Совместно с родителями было принято решение обеспечить каждого ребенка комплектом красочных тетрадей на печатной основе, по которым проводим занятия в игровой форме.
- Так же использую игры на развитие речи: «Я назову, а ты продолжи» (мышка-… норушка, блин-… масляный, гуси-… лебеди, «Скажи наоборот» (волк злой, а наоборот…добрый, заяц трусливый, а наоборот…храбрый, ворон умный, а наоборот… глупый, «Назови одним словом» (заяц, волк, лиса – это… животные, береза, ель, дуб это… деревья, «Хорошо – плохо» (разные варианты: перечисление положительных-отрицательных героев, хороших-плохих поступков разных героев, одного героя).
- игры на знание произведений: «В гостях у сказки» (умение узнавать сказку по обобщенной картине, «Найди пару», «В каких сказках живут эти животные или эти герои?» (детям нравится эта игра, так как в гости к ним приходят куклы би-ба-бо или пальчиковые куклы, или маски, «Из какой сказки этот предмет?», «Отгадай загадку», «Узнай героя по фразе».
Я провела консультацию для родителей по формированию читательской грамотности, на которой дала практические советы:
Для чего ребенку 4-5 лет нужна книга?
Что сделать, чтобы ребенок полюбил книгу?
С какими произведениями познакомить детей в этом возрасте?
До конца года мной запланированы следующие мероприятия:
Познакомить детей с появлением первых книг, их эволюцией, посредством презентации «Как появилась книга»
Провести игру-занятие «Книжкина больничка»
Викторину «Путешествие по стране книг».
Оформление папки-передвижки «Полезное чтение»
В заключении скажу, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно детская книга – это первый мост к знаниям ребенка. Ничто не может заменить книгу: ни компьютер, ни телевизор, ни интернет, ни соцсети. Она помогает открывать двери в окружающий мир, чувствовать добро и осуждать зло, учит любить и уважать близких, формирует правила безопасности и прививает ценности, знакомит с традициями и обычаями своего народа