Надежда Кунгурцева
Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Им тяжелее дается точное воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, вызывают трудности прыжки на правой и левой ноге, прыжок с ноги на ногу, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Обнаруживается застревание на одной позе. Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников. Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное», «Речевое развитие", "Физическое развитие", обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений. Также нам на помощь приходят здоровьесберегающие технологии.
Публикация «Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Виды здоровьесберегающих технологий :
- Утренняя гимнастика
- Корригирующая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Самомассаж
- Динамическая пауза
- Пальчиковая гимнастика
- Релаксация
- Подвижные игры
Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию. Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка. Давайте более детально рассмотрим эту технологию.
Воспитатель при помощи подвижной игры может решать разнообразные проблемы:
- Активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке;
- Обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику;
- Уделив особое внимание тексту, игровым словам и их проговариванию проводить логопедическую и лексическую работу.
Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры – уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, «завораживать», т. е. оказывать определенное воздействие. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и часто произносят его вне игровых действий.
Давно известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. В тоже время, ритм речи, особенно стихотворной, способствует координации движений, развитию моторики. Одновременно с этим, речевые упражнения связанные с движением, не утомляют детей, снимают статическое напряжение, и, преподнесённые в игровой форме, помогают удержать внимание. Предлагаемые небольшими дозами в течении дня, они приучат детей контролировать своё произношение в различных ситуациях; на прогулке, на занятиях, в игре.
Примеры подвижных игр для формирования правильного звукопроизношения :
1. Игра «Насосы».
Быстро накачает мяч,
Чтобы тот пустился вскачь,
Накачает шины
У любой машины.
Ход игры: -Руки согнуты в локтях, кисти напрвлены вверх, ладони повёрнуты вперёд. Произнося –с- длительно дети выполняют давящее движение вперёд и вниз – «накачивают насос».
2. Игра «Звуковые ловишки».
Ход игры: Выбирается «ловишка». По сигналу взрослого остальные дети разбегаются, а «ловишка» догоняет. Пойманные садятся я на скамейку. Игра останавливается по сигналу педагога. Дети, которых поймали, должны придумать по два слова с определённым звуком звуком.
3. Игра «Угадай, чей голосок»
Ход игры: Дети образуют круг, выбирается один водящий, который должен по голосу угадать, кто его позвал. Водящий стоит, закрыв глаза, а дети идут по кругу, приговаривая:
Мы построились в кружок,
Скажем дружно скок, скок, скок,
Скок, скок, скок, скок,
Угадай чей голосок?
Воспитатель выбирает одного ребенка, который зовет водящего по имени.