Папки-передвижки

Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Ирина Макаренко
Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Развитие познавательных процессов : восприятия, внимания,

воображения, памяти, мышления и речи играет немаловажную роль при подготовке детей к школьному обучению.

Р. С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и

учению проявляется в их умении пользоваться для произвольного

управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным

Публикация «Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе» размещена в разделах

является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается

параллельно с совершенствованием мышления.

Понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

В познавательном плане ребенку к началу обучения в в школе необходимо достигнуть весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.

Принципы организации работы и основные направления работы.

Принципы:

1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

2. Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.

3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.

4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.

5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.

6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.

Основные направления:

1. Формирование положительной мотивации учения в целом.

2. Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).

3. Организация поисковой деятельности в разных формах ее проявления (наблюдения, игры) как метода развития речевой и познавательной активности.

Реализация первого направления:

При реализации первого направления необходимо учитывать:

1. Использование приемов, способствующих формированию мотивации учения в целом, в деятельности педагога.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в детском саду, организация разных видов деятельности и обеспечение гуманных отношений сотрудничества педагога и ребенка, помощь взрослого, привлечение детей к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют увлекательное изложение материала (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты, необычная вызывающая удивление детей форма его преподнесения, эмоциональность речи педагога; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций и использование этих знаний в будущей жизни; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

2. Использование специальных заданий на упрочение отдельных сторон мотивации.

Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, следует помнить, что внешние условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к нему самого ребенка. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений, направленных на выработку его внутренней позиции.

Работа педагога включает в себя следующие виды воздействий:

- актуализация уже сложившихся у дошкольника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укрепить и поддержать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

- коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и в перспективе их развития. В процессе формирования мотивации педагог может применять различные задания и упражнения: игры различного характера, труд, поручения, опытно-практическую деятельность; задания учебного типа, которые предполагают наличие инструкции и правил.

Работа по формированию мотивационной сферы дошкольников может быть предоставлена следующими видами:

- упражнения на сотрудничество со взрослым: сначала ребенок выполняет действия по образцу с помощью педагога, затем решение переносится на аналогичное задание; цель создание условий для формирования положительной мотивации действия;

-упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора : ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они упрочивают умение ребенка принять решение, взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций (например, сделать что-то для себя или для других, выполнить творческое или репродуктивное задание).

Реализация второго направления.

Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания) включает упражнения на закрепление адекватной самооценки, на выбор задач максимальной для себя трудности. Цель учить детей объяснению своих успехов и неудач.

Одним из видов работы по становлению самооценки выступают упражнения на выбор задач максимальной трудности, поощряемый педагогом. Поощрение взрослого повышает мотивацию, если оно относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания.

Другой вид работы по формированию самооценки : педагог сравнивает успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

Реализация третьего направления.

Реализация третьего направления предполагает организацию элементарной поисковой деятельности, ориентированной на стимуляцию вопросительно-познавательной активности детей с ОНР в процессе организованного общения со взрослыми.

Поисковая деятельность представлена двумя ступенями:

1. Расширение диапазона информации об окружающем мире, систематизация знаний, развитие наблюдательности детей как качества личности и мыслительных процессов.

Данная ступень включает организованные занятия с детьми, которые проводятся как в форме наблюдения, так и в форме игры : оба метода требуют предметного сопровождения для стимуляции познавательных проявлений детей.

На данной ступени реализуются следующие задачи:

- расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;

- развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- стимуляция субъективных активных познавательных проявлений детей;

- развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;

- формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;

- создание условий, способствующих проявлению, стимуляции познавательной активности детей при взаимодействии с окружающими.

Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.

На второй ступени реализуются следующие задачи:

- стимуляция познавательной мотивации организуемого ребенком взаимодействия со взрослым;

- развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- развитие абстрактного и логического мышления детей; развитие речи детей;

- стимуляция вопросительно-познавательной активности детей;

- обогащение опыта детей в вопросительно-познавательных формах речевого взаимодействия;

- поддержание и дальнейшая стимуляция потребностей детей в организации вопросительно-познавательных контактов со взрослыми.

Для решения этих задач применяется опытническая деятельность детей и решение логических задач.

Заключение.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе
Опубликовано: 11 января 2020 в 22:31
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Макаренко (УИ 1883127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД