Ирина Макаренко
Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Развитие познавательных процессов : восприятия, внимания,
воображения, памяти, мышления и речи играет немаловажную роль при подготовке детей к школьному обучению.
Р. С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и
учению проявляется в их умении пользоваться для произвольного
управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным
Публикация «Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.
Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается
параллельно с совершенствованием мышления.
Понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой качественно-количественная характеристика речевой деятельности.
В познавательном плане ребенку к началу обучения в в школе необходимо достигнуть весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Принципы организации работы и основные направления работы.
Принципы:
1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
2. Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.
3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.
4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.
5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.
6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.
Основные направления:
1. Формирование положительной мотивации учения в целом.
2. Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).
3. Организация поисковой деятельности в разных формах ее проявления (наблюдения, игры) как метода развития речевой и познавательной активности.
Реализация первого направления:
При реализации первого направления необходимо учитывать:
1. Использование приемов, способствующих формированию мотивации учения в целом, в деятельности педагога.
Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в детском саду, организация разных видов деятельности и обеспечение гуманных отношений сотрудничества педагога и ребенка, помощь взрослого, привлечение детей к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют увлекательное изложение материала (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты, необычная вызывающая удивление детей форма его преподнесения, эмоциональность речи педагога; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций и использование этих знаний в будущей жизни; умелое применение педагогом поощрения и порицания.
2. Использование специальных заданий на упрочение отдельных сторон мотивации.
Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, следует помнить, что внешние условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к нему самого ребенка. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений, направленных на выработку его внутренней позиции.
Работа педагога включает в себя следующие виды воздействий:
- актуализация уже сложившихся у дошкольника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укрепить и поддержать;
- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
- коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и в перспективе их развития. В процессе формирования мотивации педагог может применять различные задания и упражнения: игры различного характера, труд, поручения, опытно-практическую деятельность; задания учебного типа, которые предполагают наличие инструкции и правил.
Работа по формированию мотивационной сферы дошкольников может быть предоставлена следующими видами:
- упражнения на сотрудничество со взрослым: сначала ребенок выполняет действия по образцу с помощью педагога, затем решение переносится на аналогичное задание; цель создание условий для формирования положительной мотивации действия;
-упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора : ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они упрочивают умение ребенка принять решение, взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций (например, сделать что-то для себя или для других, выполнить творческое или репродуктивное задание).
Реализация второго направления.
Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания) включает упражнения на закрепление адекватной самооценки, на выбор задач максимальной для себя трудности. Цель учить детей объяснению своих успехов и неудач.
Одним из видов работы по становлению самооценки выступают упражнения на выбор задач максимальной трудности, поощряемый педагогом. Поощрение взрослого повышает мотивацию, если оно относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания.
Другой вид работы по формированию самооценки : педагог сравнивает успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.
Реализация третьего направления.
Реализация третьего направления предполагает организацию элементарной поисковой деятельности, ориентированной на стимуляцию вопросительно-познавательной активности детей с ОНР в процессе организованного общения со взрослыми.
Поисковая деятельность представлена двумя ступенями:
1. Расширение диапазона информации об окружающем мире, систематизация знаний, развитие наблюдательности детей как качества личности и мыслительных процессов.
Данная ступень включает организованные занятия с детьми, которые проводятся как в форме наблюдения, так и в форме игры : оба метода требуют предметного сопровождения для стимуляции познавательных проявлений детей.
На данной ступени реализуются следующие задачи:
- расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
- развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);
- стимуляция субъективных активных познавательных проявлений детей;
- развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
- формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
- создание условий, способствующих проявлению, стимуляции познавательной активности детей при взаимодействии с окружающими.
Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.
На второй ступени реализуются следующие задачи:
- стимуляция познавательной мотивации организуемого ребенком взаимодействия со взрослым;
- развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);
- развитие абстрактного и логического мышления детей; развитие речи детей;
- стимуляция вопросительно-познавательной активности детей;
- обогащение опыта детей в вопросительно-познавательных формах речевого взаимодействия;
- поддержание и дальнейшая стимуляция потребностей детей в организации вопросительно-познавательных контактов со взрослыми.
Для решения этих задач применяется опытническая деятельность детей и решение логических задач.
Заключение.
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.