Таныгина Алевтина Николаевна
Педагогический совет — деловая игра «Формирование у дошкольников основ экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания.
Задачи: Развивать экологическую культуру детей : прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений».
План работы:
1. Введение в тему.
2. Разминка: Составление слов
3. Задачки для педагогов на выявление экологических знаний
4. Решение педагогических ситуаций
5 Представление домашнего задания:
Публикация «Педагогический совет — деловая игра „Формирование у дошкольников основ экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Результаты тематической проверки.
7. Рефлексия
8. Решение
9.
1 часть
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ. экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас дом – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В. А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
2. Разминка Составление слов: ррддеееооиинвп (природоведение, ккссяэури (экскурсия, ааенкльдр (календарь, рнгьеа (герань, рвмкуааи (аквариум)
3. ЗАДАЧКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Выберите один правильный ответ (задание на 2-х человек)
Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы» : «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)
Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)
Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т. к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т. к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)
Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).
Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут уходить и в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).
Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)
4: Решение педагогических ситуаций :
1. На лесной поляне играют четверо детей от 5 до 7 лет.
Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!».
Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем де вам поджигать бабочке крылышки?»
Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми).
4. Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за яблоней. Они поливали ее, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).
Ваши действия?
5. В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.
Ваши действия?
6. В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».
Ваши действия?
5. Домашнее задание Описание экологической эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая группа описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением.
6. Итоги тематической проверки
7. Рефлексия:
И подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Цветочная поляна»
(Педагоги кладут на стол ромашку, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут красный мак, если - нет)
- Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
- Дети дошкольного возраста понимают взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
- Наблюдения в природе проводятся вами постоянно, при этом развивается мыслительная деятельность дошкольников.
- Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
- Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
- На вашем участке имеются кормушки.
- Родители вашей группы с детьми помогают заготавливать корм для птиц.
- На участке есть уголок леса.
- Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
- В группе есть библиотечка книг о природе.
- Дети знают стихи, пословицы о природе.
- В группе есть экологический центр.
- Дети умеют применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе.
- Дети применяют знания о мире природы в игровой деятельности
Посмотрите, на нашу ромашковую полянку. Я нисколько не сомневалась, что она будет такой чисто-солнечной, а красные маки пусть радуют Вас только в букетах.
8. Решение педсовета :
1. Продолжать формирование экологической культуры дошкольников, через создание экологической развивающей среды, регулярное использование элементарных опытов и экспериментов.
Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ.
2. Провести праздничное мероприятие, посвященное всемирному Дню Земли.
Срок: 21 апреля 2017г. Ответственные: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели.
3. Дополнить методический кабинет, группы методической и познавательной литературой о природе, репродукциями пейзажей русских художников.
Срок: 01.10.2017г. Ответственный: старший воспитатель.
4. Разработать и оформить экологический паспорт групповых участков и дошкольного образовательного учреждения.
Срок: : 01.10.2017г. Ответственный: старший воспитатель, воспитатели.
5. Создать «Экологическую тропу» в рамках проекта «Лучшая экологическая тропинка группы».
Срок исполнения: сроки реализации проекта с 14.08.2017г. по 25.08.2017 г.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.
Протокол обследования предметно-развивающей среды
№ вопросы на контроле Подг. Ст А Ст. Б Ср А Ср Б Мл А Мл Б 1М А 1М Б Ран
1 Наличие уголка природы в группе
2 Содержание растений в группе
Наличие достаточного количества растений в группе
Ухоженный внешний вид растений + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -
Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива?? ?? ?? ?? ? ?
Наличие паспорта каждого растения в группе - - - - - - - - - -
Безопасность растений для детей
Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)
3 Аквариум (Зимний сад)
Чистка аквариума - - - -
Достаточный объем для содержания в нем рыб - - - -
Недопущение содержания в аквариуме различных видов (рыбы и черепахи)
Наличие необходимого инструмента для содержания аквариума в чистоте
4 Наличие методической литературы по уходу за растениями, по организации занятий с детьми
5 Наличие обучающих игр по экологии
6 Наличие наглядного материала (картины, альбомы, загадки, энциклопедии)
7 Наличие календаря природы, соответствие возрасту
8 Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -
9 Наличие инструментов для экспериментальной деятельности + - + - + - + - + - + -
10
Сводная диагностическая карта по экологии
Группы Педагоги Высокий% Средний% Низкий%
Подготовительная Уварова О. В., Симонова Т. В. 64 32 4
Старшая А Николаева С. Г., Широкова Е. В. 25 70 5
Старшая Б Кузнецова Е. А., Копосова И. А. 10 90 -
Средняя А Шубникова Л. Г., Копосова И. А. 44 44 12
Средняя Б Жданова Т. А., Симонова Т. В. 54 46
Младшая А Плюснина Н. Г., Ванюкова Г. И. 15 2
Младшая Б Григорьева Е. В., Чурина Н. А. 70 30
1 младшая А Гвызина Г. В., Бледных Н. А. - 92 8
1 младшая Б Блинова А. Е., Бледных Н. А. 5 95 -
Итого 30 57 3
Выводы и рекомендации: