МААМ-картинки

Педагогический совет — деловая игра «Формирование у дошкольников основ экологического воспитания»

Таныгина Алевтина Николаевна
Педагогический совет — деловая игра «Формирование у дошкольников основ экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания.

Задачи: Развивать экологическую культуру детей : прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений».

План работы:

1. Введение в тему.

2. Разминка: Составление слов

3. Задачки для педагогов на выявление экологических знаний

4. Решение педагогических ситуаций

5 Представление домашнего задания:

Публикация «Педагогический совет — деловая игра „Формирование у дошкольников основ экологического воспитания“» размещена в разделах

6. Результаты тематической проверки.

7. Рефлексия

8. Решение

9.

1 часть

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ. экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас дом – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В. А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

2. Разминка Составление слов: ррддеееооиинвп (природоведение, ккссяэури (экскурсия, ааенкльдр (календарь, рнгьеа (герань, рвмкуааи (аквариум)

3. ЗАДАЧКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Выберите один правильный ответ (задание на 2-х человек)

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы» : «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т. к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т. к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут уходить и в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)

4: Решение педагогических ситуаций :

1. На лесной поляне играют четверо детей от 5 до 7 лет.

Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!».

Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем де вам поджигать бабочке крылышки?»

Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми).

4. Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за яблоней. Они поливали ее, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).

Ваши действия?

5. В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

6. В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

5. Домашнее задание Описание экологической эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая группа описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением.

6. Итоги тематической проверки

7. Рефлексия:

И подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Цветочная поляна»

(Педагоги кладут на стол ромашку, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут красный мак, если - нет)

- Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.

- Дети дошкольного возраста понимают взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.

- Наблюдения в природе проводятся вами постоянно, при этом развивается мыслительная деятельность дошкольников.

- Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

- Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.

- На вашем участке имеются кормушки.

- Родители вашей группы с детьми помогают заготавливать корм для птиц.

- На участке есть уголок леса.

- Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.

- В группе есть библиотечка книг о природе.

- Дети знают стихи, пословицы о природе.

- В группе есть экологический центр.

- Дети умеют применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе.

- Дети применяют знания о мире природы в игровой деятельности

Посмотрите, на нашу ромашковую полянку. Я нисколько не сомневалась, что она будет такой чисто-солнечной, а красные маки пусть радуют Вас только в букетах.

8. Решение педсовета :

1. Продолжать формирование экологической культуры дошкольников, через создание экологической развивающей среды, регулярное использование элементарных опытов и экспериментов.

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ.

2. Провести праздничное мероприятие, посвященное всемирному Дню Земли.

Срок: 21 апреля 2017г. Ответственные: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели.

3. Дополнить методический кабинет, группы методической и познавательной литературой о природе, репродукциями пейзажей русских художников.

Срок: 01.10.2017г. Ответственный: старший воспитатель.

4. Разработать и оформить экологический паспорт групповых участков и дошкольного образовательного учреждения.

Срок: : 01.10.2017г. Ответственный: старший воспитатель, воспитатели.

5. Создать «Экологическую тропу» в рамках проекта «Лучшая экологическая тропинка группы».

Срок исполнения: сроки реализации проекта с 14.08.2017г. по 25.08.2017 г.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.

Протокол обследования предметно-развивающей среды

№ вопросы на контроле Подг. Ст А Ст. Б Ср А Ср Б Мл А Мл Б 1М А 1М Б Ран

1 Наличие уголка природы в группе

2 Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива?? ?? ?? ?? ? ?

Наличие паспорта каждого растения в группе - - - - - - - - - -

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

3 Аквариум (Зимний сад)

Чистка аквариума - - - -

Достаточный объем для содержания в нем рыб - - - -

Недопущение содержания в аквариуме различных видов (рыбы и черепахи)

Наличие необходимого инструмента для содержания аквариума в чистоте

4 Наличие методической литературы по уходу за растениями, по организации занятий с детьми

5 Наличие обучающих игр по экологии

6 Наличие наглядного материала (картины, альбомы, загадки, энциклопедии)

7 Наличие календаря природы, соответствие возрасту

8 Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -

9 Наличие инструментов для экспериментальной деятельности + - + - + - + - + - + -

10

Сводная диагностическая карта по экологии

Группы Педагоги Высокий% Средний% Низкий%

Подготовительная Уварова О. В., Симонова Т. В. 64 32 4

Старшая А Николаева С. Г., Широкова Е. В. 25 70 5

Старшая Б Кузнецова Е. А., Копосова И. А. 10 90 -

Средняя А Шубникова Л. Г., Копосова И. А. 44 44 12

Средняя Б Жданова Т. А., Симонова Т. В. 54 46

Младшая А Плюснина Н. Г., Ванюкова Г. И. 15 2

Младшая Б Григорьева Е. В., Чурина Н. А. 70 30

1 младшая А Гвызина Г. В., Бледных Н. А. - 92 8

1 младшая Б Блинова А. Е., Бледных Н. А. 5 95 -

Итого 30 57 3

Выводы и рекомендации:

Публикации по теме:

Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников Содержание Введение…. 3 Глава 1 Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста 1.1.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников. Часть 2 2.3 Формирование начал экологической культуры у дошкольников как необходимое условие воспитания личности Задачи экологического воспитания.

Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников. Часть 3 3.2 Формы и методы используемые для формирования экологической культуры дошкольника Возможности дошкольного периода в становлении начал.

Формирование основ экономического воспитания у старших дошкольников в условиях детского сада Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада. В последнее время образование чутко реагирует на социальную.

Педагогический совет «Деловая игра «Профессиональный стандарт педагога» Педагогический совет (с элементами деловой игры) «Профессиональный стандарт педагога» Цель: Совершенствовать социально-психологическую.

Обобщение педагогического опыта по теме «Игра как метод экологического воспитания дошкольников»Обобщение педагогического опыта по теме «Игра как метод экологического воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме :«Игра –как метод экологического воспитания дошкольников.» Обострение экологической проблемы в.

Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 "Забава" Педагогический проект «Дидактическая игра как.

Педагогический совет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе» Педагогический совет Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе посредством чувственного восприятия природных объектов.

Педагогический совет в форме игры «Что? Где? Когда?» по теме ЗОЖ «Формирование культуры здоровья у дошкольников» Педсовет «Что? Где? Когда?» На тему: «Формирование культуры здоровья у дошкольников» Цель: Систематизировать знания педагогов по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет — деловая игра «Формирование у дошкольников основ экологического воспитания»
Опубликовано: 18 января 2019 в 00:22
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет — деловая игра «Формирование у дошкольников основ экологического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Таныгина Алевтина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД