Елена Мишина
Формирование потребности и навыка самообслуживания ребенка с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД №1
Для полноценного развития любой ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с ЗПР являются культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей.
Публикация «Формирование потребности и навыка самообслуживания ребенка с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
СЛАЙД №2
Самообслуживание включает в себя следующее:
1)Освоение навыков приёма пищи :
- есть аккуратно;
- пользоваться ложкой;
- пользоваться салфеткой.
СЛАЙД №3
2) Раздевание и одевание:
- самостоятельно снимать и надевать штаны, шапку, обувь, рубашку,
платье, кофту, колготки;
- аккуратно вешать и складывать одежду на стул;
- аккуратно вешать одежду и ставить обувь в шкафчик на место;
СЛАЙД №4
3) Гигиена тела:
- мыть руки и лицо;
- пользоваться мылом, полотенцем (вытираться и вешать его на место,
- засучивать рукава при мытье рук;
-самостоятельно одеваться после туалета;
-быть опрятным.
СЛАЙД №5
Навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.
К самым важным навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут; узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.
С этих умений начинаются более важные, в практическом отношении, навыки : умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, убирать за собой игрушки и т. д.
Таким образом, самообслуживание играет очень важную роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
СЛАЙД №6
Основные задачи заключаются в том, чтобы:
-Учить детей раздеваться и одеваться;
-Закреплять у детей привычку аккуратно складывать вещи в шкафчики;
-Воспитывать у детей культурные привычки;
-Воспитывать у детей опрятность;
-Учить самостоятельно умываться, мыть руки перед едой;
-Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи;
-Учить детей стирать мелкие вещи;
-Учить детей аккуратно развешивать выстиранные вещи;
-Учить детей мыть и вытирать пластмассовые игрушки;
-Учить детей выполнять простые хозяйственно - бытовые поручения по образцу и словесной просьбе взрослых;
-Формировать у детей элементарные навыки уборки игровых уголков.
СЛАЙД №7
Для реализации этих задач по формированию навыков самообслуживания у детей с ЗПР рекомендуется использовать:
-Игры с водой, песком и природными материалами;
-Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на одевание, раздевание, умывание, приём пищи и т. д. ;
-Игры - занятия с куклой;
-Пальчиковую гимнастику;
-Пальчиковые игры;
-Художественную литературу;
-Песенки-потешки.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. Это крайне важно для дальнейшей самостоятельной жизни такого ребенка.