Светлана Егорова
Формирование первичных представлений старших дошкольников об истоках русской народной культуры в кружковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование первичных представлений старших дошкольников об истоках русской народной культуры в кружковой деятельности
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней к родной земле, в родной стороне человек похож на иссушенное растение – перекати поле.
Проблема духовно – нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал.
Темочки:
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
В течение нескольких лет в нашем детском саду работает кружок «Русь Великая» по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» с детьми от 5 – до 7 лет, которым руковожу я – бабушка Маланья.
Цель: формирование основ духовности личности на основе народной культуры.
Задачи: дать детям возможность почувствовать себя частью великого – целого своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.
Старшие дошкольники уже обладают определенной суммой знаний, их интересует не только настоящее, но и прошлое и, будущее. Дети проявляют повышенный интерес к проблемам, происходящим в мире взрослых.
Мне хочется рассказать о трех занятиях, где дети знакомятся не только с жизнью наших предков, но и постигают мудрость народную, русскую народную культуру.
Тема первого занятия : «Ознакомление с семейными обычаями и традициями Руси. Старинные имена». На этом занятии у детей выстраивается целостный образ Семьи. Именно Семья, по – мнению наших предков, дает человеку два священных Первообраза : образ чистой и любящей матери и благого, дарующего питание и защиту отца. Дети знакомятся с семейными традициями, которые соблюдаются в русской семье : традиции первого купания, когда в воду клали уголек, денежку и зернышки, так как родители хотели, чтобы у ребеночка жизнь протекала в достатке, в домашней теплоте и ласке и, чтобы сам был сыт и не забывал о голодных. Дошкольники узнали значение колыбельных песен, пестушек, оберегов, которые готовят бабушки и дедушки своим маленьким внукам и замечательной традицией имянаречения.
Тема второго занятия: «Путешествие по городам и весям Самарского края. Здравствуй, батюшка Егорьев день». Путешествуя на струге по Волге – матушке, дети знакомятся с Самарским краем, его жителями, их обычаями, традициями, волжским фольклором, народными праздниками. Познакомились с замечательным праздником, который отмечали наши предки 6 мая – Егорьев день. Обыграли первый выгул домашней скотинки на зеленую травку, так как по народному поверью, Егорий - покровитель землепашества и домашних животных. Дошкольники узнали об истории возникновения города Самара и его создателем воеводой – Г. О. Засекиным.
Тема третьего занятия: «Путешествие в Древнюю Русь». Дети узнают из летописи Нестора Летописца «Повесть временных лет», что Россия - странна с многовековой историей. А из былин, сказов, песен, как наши предки берегли нашу Родину, трудились во имя ее блага, создавали своим трудом Великую Российскую державу.
Одним из условий успешного решения задач в работе кружка является создание предметно – развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в детском саду создан музей – русская изба.
Широко в кружковой деятельности используется знакомство с народным фольклором : сказки, пестушки, потешки, песни, частушки, пословицы, поговорки и, любимые детьми былины, сказы, под игру на гуслях. Знакомлю детей с народным искусством, русскими народными играми, провожу календарные народные праздники : «Оспожинки», «Покрова», «Святочные вечерки» и т. д. Все коллажи, которыми украшены зал во время занятий, выполнены детьми.
К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Они вместе с детьми поют частушки, песни, водят хороводы, рассказывают докучные сказки. Принимают участие в пошиве костюмов, изготовлению декораций.
Результативность работы: За время работы кружка «Русь Великая» у детей появились знания о музее, о труде взрослых, дети научились создавать нарядные народные орнаменты. Они стали внимательнее друг к другу, бережнее относиться к природе. С удовольствием оказывают помощь и сверстникам, и взрослым, повысился интерес к народному фольклору. Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре. Знают народные сказки, былины, сказы, народные игры, народную музыку. Участвуют в народных календарных праздниках.
Итог. Кружок «Русь Великая». Работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими и достойными гражданами родной страны.