НАДЕЖДА Варенцова
«Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста» — о достижениях в профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков
Актуальность проблемы
Работая с детьми второй младшей группы детского сада, я заметила, не у всех детей сформированы элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: некоторые дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, я решила продолжить работу начатую в первой младшей группе 2013 – 2014 учебного года.
Публикация «„Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста“ — о достижениях в профессиональной деятельности» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
Следовательно, если мы создадим условия, то это: будет способствовать развитию навыков самообслуживания; расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей. Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Многие педагоги работали по данной теме.
Ещё классики отечественной педагогики (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т. е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.
В книге «Педагогическая практика в детском саду», авторы В. П. Дуброва и Е. П. Милашевич в изучении сформированности культурно – гигиенических навыков опираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии». Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторы советуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно – гигиенических навыков.
Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Именно поэтому я решила продолжить работу над темой «Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Обогатить предметно-развивающую среду группы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области КГН у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
В ходе работы использовались такие методы и приё мы как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений
ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Показ непосредственно образовательной деятельности для воспитателей РМО воспитателей групп раннего возраста ДОО 26.02.2014г.
Консультации и папки-передвижки для родителей.
Конспект родительского собрания «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
АНАЛИЗ
В процессе работы были замечены такие изменения:
дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом,
по назначению пользоваться носовым платком, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи, свои знания за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей это первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно- гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.