Елена Томозова
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности
Любовь к Родине начинает своё формирование уже в дошкольном возрасте и продолжает развиваться в процессе жизни человека. Одним из средств формирования патриотизма является музыкальное искусство. С момента рождения к менталитету и быту своего народа люди привыкают естественно, незаметно, интуитивно.
Публикация «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Дошкольный возраст – фундаментальная основа как общего развития ребенка, так и периода высоконравственных начал. В нашем ДОУ патриотическому воспитанию уделяется достаточное внимание. Создавая атмосферу терпимости, доброты, душевного комфорта, в формировании данного качества участвует весь коллектив. Но роль музыки здесь переоценить невозможно.
Приглашая гостей, с чувством огромной благодарности вспоминаем светлый и радостный праздник. Говорим о песнях военных лет, о том, как песни помогали на фронте нашим отважным и сильным воинам, горячо и преданно любившим свою Родину. На данном этапе торжественного мероприятия актуальна для слушания и восприятия песня А. В. Александрова «Священная война», а также рассказ о том, как эта песня помогала солдатам верить в Победу, объединяла еще вчерашних мирных жителей, придавала им мужества и силы.
В ходе беседы дети узнают, что в дни войны песня была оружием, клятвой, паролем и мечтой. Мечтой о встрече с родными и друзьями, о встрече с родными местами. Моменты слушания песен целесообразно чередовать с просмотром фильмов «Священная война», «День Победы», «Григорий Булатов», фрагментов из фильма «Освобождение».
Решая задачи патриотического воспитания, рассказываем о том, что на войне солдаты пели и о красотах родной природы, о березках, травах, небе, реке… и каждый вспоминал свою родную сторонку. («Давно мы дома не были», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова). Звучит она ласково, заботливо, словно какое то волшебство переносит бойцов в родные края. Еще есть песни о девушках, которые далеко, но каждый солдат вспоминает глаза и улыбку своей девушки («В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова, «Смуглянка», муз А. Новикова, сл. Я. Шведова, «Синий платочек», муз Е. Петерсбурского, сл. Я. Гольденберга, ну и, конечно, легендарная «Катюша», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского). В ходе слушания и беседы дети узнают о том, что лирические песни несли радость солдатам в редкие минуты отдыха, заряжали их энергией, придавали сил. А песни военных лет о дружбе, верности и любви были названы в народе прощальными, потому что в них часто повторялось слово «Прощай».
Педагог ДОУ исполняет «Песню о моем отце» (муз. А. Куклина, сл. А Петрова). И, конечно, финальным аккордом торжественного мероприятия звучит «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова). Эту песню по праву можно назвать эмблемой праздника. Слушаем ее в одноименном фильме «День Победы».
Дети, принимая участие в празднике, сами исполняют патриотические песни и танцевальные постановки. Заслуживает внимания песня «Служить России» (муз. Э. Ханок, сл. И. Резника) в исполнении мальчиков подготовительной группы, интересны также «Принимаю я парад» (муз. А. Девочкиной, сл. Е. Шкловского, «Миру мир», «Когда я вырасту большим…» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). Любимый танец мальчиков «Граница» на песню в исполнении Л. Агутина. Девочки же любят танцевать под «Катюшу» и «Синий платочек».
Хочется отметить, что музыкальные и танцевальные номера можно предложить вниманию родителей на День Защитника Отечества, а так же ко Дню Защиты Детей.