Светлана Егорова
Формирование основ экологической культуры у детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
УДК 373.2
С. И. Егорова, М. С. Бондарева
МБДОУ «ДСКВ № 109» г. Братск
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ключевые слова: дети раннего возраста, окружающий мир, приро-
да, природные явления, экологическое воспитание.
Ранний возраст - наиболее ценный этап в формировании экологической
Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей раннего возраста» размещена в разделах
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окру-
жающей среды, развивается эмоционально, формируются основы нравственных
и экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии с
природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей появляет-
ся возможность формировать экологические представления, нормы и правила
взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание к ней, проявлять ак-
тивность в решении некоторых экологических проблем, развивать эмоциональ-
ное, нравственное и эффективное отношение к природе.
S.I. Egorova, M.S.Bondareva
Preschool educational institution of
combined type № 109, Bratsk
FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ECOLOGICAL CULTURE
OF YOUNG CHILDREN
Keywords : young children, environment, nature, natural phenomena,
environmental education.
Early age is the most valuable stage in the formation of an individual’s ecologi-
cal culture. At this age, the children begin to distinguish themselves from the environ-
ment, develops emotionally, the foundations of moral and ecological positions of the
individual are formed, which manifest themselves in interaction with nature, in the
awareness of continuity with it. Thanks to this, children have the opportunity to form
ecological ideas, norms and rules of interaction with nature, to foster empathy for it, to
be active in solving some environmental problems, to develop an emotional, moral and
effective attitude to nature.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспи-
тания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать
экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребен-
ка в детский сад. Задача воспитателя в работе с детьми раннего и млад-
шего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире
природы.
Необходимо дать ребятам понятие о том, что и растения, и живот-
ные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное,
чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка
плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения
128
свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю
жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным
результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельно-
сти, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает по-
ложительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что
говорит и делает воспитатель.
Цели и задачи экологического воспитания детей.
Цели: Ознакомление с природой и природными явлениями. Разви-
тие умения устанавливать причинно-следственные связи между природ-
ными явлениями. Формирование первичных представлений о природном
многообразии; элементарных экологических представлений; о том, что
человек часть природы, он должен беречь природу. Воспитание любви к
природе.
Задачи:
Знакомить с доступными явлениями природы. Развивать умение
узнавать и называть в натуре и на картинке, в игрушках домашних жи-
вотных и птиц (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей.
Узнавать на картинках и в игрушках некоторых диких животных и назы-
вать их (медведя, зайца, лису и др.). Формировать умение детей наблю-
дать за объектами природы (птицами на улице, рыбками в аквариуме,
насекомыми). Различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец,
морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.) Помогать замечать красоту
природы детям в разное время года. Воспитывать бережное отношение к
животным.
Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необхо-
димо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных обла-
стях, через различные формы работы.
Работа по ознакомлению детей раннего возраста построена с учетом
ФГОС дошкольного образования по следующим направлениям разви-
тия ребенка:
- социально–коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно;
- эстетическое;
- физическое развитие.
Познавательное развитие
Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего воз-
раста, работа организована по принципу «что вижу, то и познаю». По-
мощниками здесь становятся наглядные средства. Сделаны бутафорские
деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы,
птиц, жучков.
Совместно с детьми проводятся прогулки к деревьям, цветам.
Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», дети настрое-
ны на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с
129
кем они могут повстречаться. Такие занятия создают предпосылки для
раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементар-
ного экологического сознания.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети
изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества,
развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую
моторику. Песок пересыпают из ладошки в ладошку, из совка в формоч-
ку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят гор-
ки, дорожки и др. С водой проводят эксперименты: льют, процеживают
через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают,
какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить
и строить, а из какого – нет.
Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из
группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплекс-
ные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий
след в душе ребенка.
Речевое развитие
Для ознакомления детей с миром природы разработан цикл кон-
спектов по речевому развитию: «Птицам холодно зимой», «Шубка для
зайчика», «Где живет петушок», «На полянку, на лужок тихо падает сне-
жок». На таких занятиях активизируется словарь ребенка, развивается
функция речи: дети имитируют, подражают голосом, составляют не-
сложные описательные предложения.
Для чтения художественной литературы, произведения подобраны
согласно возрастным особенностям и общей образовательной программе
детского сада:
песенки, потешки, заклички: «Наши уточки с утра»; «Огуречик,
огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.»;
сказки: «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр.
М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова;
произведения поэтов и писателей России: А. Барто «Мишка»,
«Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки», «Кто как кричит»; С. Маршак.
«Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский. «Путаница»;
В педагогической деятельности при выполнении режимных момен-
тов используются потешки про животных, явлениях и объектах природы
«Заинька», «Дождик», «Солнышко», «Водичка, водичка - умой мое личико».
Социально-личностное развитие:
В дидактических играх с природным материалом обогащается чув-
ственный опыт детей. Дети формируют навыки собирать в корзинку грибы,
фрукты разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фи-
гур (овощная мозаика); составлять целое из четырех частей (разрезных карти-
нок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать
тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных при-
знаков (цвет, форма, величина).
130
В работе широко применяются логарифмические, речевые игры:
«По лесочку мы идем», «Муха», игровые ситуации: «Приготовим овощ-
ной салат», «Угощение для кукол», «Накормим животных», экологиче-
ская игра «Кого не стало?», «Чудесный мешочек», «Кто как кричит?»
Физическое развитие
С целью физического развития детей раннего возраста регулярно
используются различные игры и упражнения, такие как:
гимнастика для глаз «Наблюдаем за солнечным зайчиком», «По-
лет бабочки», игры- имитации «Мишка косолапый», «Ласковая кошеч-
ка», «Прогулка в лес»; дыхательные упражнения «Ветерок», «Подуй на
снежинку». Пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Осьминожки»;
подвижные игры: с ходьбой и бегом: «По тропинке», «Через ручеек»,
«Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают»; с пол-
занием: «Обезьянки»; с подпрыгиванием: «Зайка беленький сидит», «Птич-
ки в гнездышках», «Через ручеек»; на ориентировку в пространстве: «Найди
цветок» и др.
Художественно-эстетическое развитие
Знания о природе, которые получили дети в познавательном, рече-
вом, социально-коммуникативном развитии мы закрепляем через худо-
жественно - эстетическое развитие;
Дети совместно со взрослым рисуют: «Листочки на деревьях»,
«Снегопад», «Травка для козленка», «Повисла с крыши сосулька- льдин-
ка». Проводятся различные аппликации из природного материала: «Шуб-
ка для зайчика» (тополиный пух, «Зернышки для птиц» (семена цветов,
крупой). Лепят «Морковку для зайчика», «Украсим елочку», «Орешки
для белочки». С помощью красивой музыки в сочетании со звуками при-
роды дети учатся чувствовать красоту, доброту. Проводятся с детьми раз-
влечения и праздники «Новый год», «Осень», «Весна», «Лето»;
Тематические праздники и развлечения: «Солнышко-ведрышко»,
«Мишкин день рождения», «Зайчата в лесу», «Зимняя сказка»;
Театрализованные представления: кукольный театр «Козлик и его
друзья»; инсценирование русских народных сказок: «Теремок», «Колобок»
«На бабушкином дворе»;
Рассказы с музыкальными иллюстрациями: «Птички», муз. Г. Фрида;
«Лесная прогулка», муз. А. Александрова;
Игры с пением: «Игра с мишкой»; «Кошка»;
Инсценирование песен: «Кошка и котенок», «Посреди двора ледяная
гора»;
Забавы: «Из-за леса, из-за гор», «Лягушка».
Экологическое просвещение родителей
Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из
крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений
работы дошкольной организации.
Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов се-
мьи к совместной работе. Прежде всего, особое внимание направлено на
131
совместную деятельность детей и родителей, т. к. именно через деятель-
ность человек влияет на окружающий мир.
Проведен мастер- класс для родителей: изготовление поделок из
природного материала. Организована и проведена выставка «Что нам
осень подарила», «Чудеса с грядки», создание мини-огорода. Домашнее
задание для родителей и детей : гербарий, фотоальбом «Как я гуляю?».
Родители принимают активное участие в экологических праздниках и
подготовке к ним. А так же в уборке территории детского сада, посадке
деревьев, оформлении кормушек.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспи-
тания, совместно организованные мероприятия не только помогают
обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вно-
сят в сам этот процесс необходимую реб нку особую положительную
эмоциональную окраску.
Заключение
Правильно продуманная организация обучения, прогулок, специ-
альных наблюдений, проведение опытов, разнообразие других форм ра-
боты развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать
красочное многообразие явлений природы, замечать большие и малень-
кие изменения окружающего мира. Ведь мир природы таит в себе боль-
шие возможности для всестороннего развития детей.
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обога-
щает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к
живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с
природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче,
будит в нем лучшие чувства.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию в дошколь-
ной организации должна начинаться с раннего возраста и, усложняясь,
проводится самым серьезным образом на протяжении всего дошкольного
детства. А результатом е, очевидно, будет выросшее поколение созна-
тельных граждан, понимающих свое место и роль в природе и окружаю-
щей среде.
Литература
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. // Под ред.
П. Г. Саморуковой. - М. :- Просвещение. 1991.—240с.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -
М. : Издательский центр Академия, 1999.-1984с.
3. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания де-
тей. - М. : Новая школа, 1993.-32с.
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : ООО
«Фирма». Издательство АСТ, 1998. -320с.
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. -
М. : Академия, 2002. -336с.
132
6. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры. // До-
школьное воспитание. -1996.-№ 7.-с. 36
7. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56 с.
8. Рыжова Н. А. Педагогические модели организации экологического обра-
зования в ДОУ. // Дошкольное восиитание. -2000.- № 9.- С. 40 46.
9. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка. // Дошкольное воспитание. -2000.-
№4.-С. 25-36