Елена Чумак
Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Чумак Елена Вячеславовна
В статье рассказывается о формах и методах работы с детьми по формированию основ правильного питания и здоровьесберегающих технологиях.
Публикация «Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
Важные слова: здоровое питание, здоровьесбережение, гигиена питания, иммунитет и питание.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а ослабляет. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление здоровья детей, содействие их физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. А также проблема детского питания волнует нас в последнее время всё больше. За годы работы в детском саду мы обратили внимание на тенденцию ухудшения аппетита у детей. Именно поэтому, уделяем особое внимание этой проблеме. Зачастую родители в силу своей занятость предлагают детям пиццу, хот-дог, пепси-колу, «вредные» сладости, чипсы, сухарики - поэтому переступив порог детского сада ребёнок отказывается есть здоровую пищу : салаты, мясо, тушёные овощи, суфле, запеканки. Порой дети не знают этих блюд и как их есть, а питание ребёнка должно быть полноценным, с достаточным содержанием белков, жиров и углеводов, а также микроэлементов и витаминов. Их недостаток ослабляет иммунитет. Иммунитет ребёнка находится в прямой зависимости от качества питания, от достаточного содержания в пище витаминов.
Так как наше здоровье во многом зависит от питания, в своей группе мы проводим следующую работу. Стараемся красиво сервировать стол. В группе есть уголок дежурных. Дежурные надевают фартуки и пилотки, помогают помощнику воспитателя накрывать на столы. Тем самым приобретая практические навыки, которые очень пригодятся им в жизни. Когда приём пищи красиво обставлен, повышается аппетит, улучшается настроение, что имеет эстетически - воспитательное значение. Особое внимание уделяем гигиене приё ма пищи: мытьё рук с мылом перед едой, ополаскивание лица, насухо вытершись садиться за стол.
Приём пищи всегда должен быть маленьким праздником, не следует портить детям праздничного настроения. Перед едой мы рассказываем детям о блюдах и продуктах, из которых они изготовлены; объясняем, что пища нужна как источник энергии и строительного материала. Используем художественное слово: стихи, поговорки, загадки, пословицы. Ведь приём пищи это не развлечение ни игра, а серьёзное дело, которым надо заниматься сосредоточенно. Вовремя и с аппетитом принимая пищу ребёнок «строит себя», понимая, что не следует отвлекаться от еды, набивать пищей рот. Организму легче переваривать пищу, когда человек думает о ней, обращая внимание на её вкусовые качества. Мотивируем детей на поощрение : вручаем наклейки за пустые тарелки, объявляем конкурс «Самый чистый стол». Во время еды совершенствуем навыки еды: учим правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку. Выходя из-за стола - тихо задвигать стул и благодарить взрослых.
Весной и осенью для профилактики простудных заболеваний и повышения иммунитета, мы предлагаем детям лук и чеснок. Устраиваем витаминные дни: родители приносят фрукты по желанию ребёнка. Даём напиток шиповника, который готовиться на кухне медицинской сестрой. Проводим гимнастику после сна и соленое закаливание.
Играем с детьми в дидактические игры: «Из каких растений изготовлены эти продукты питания?», «Дополни каждый ряд», «Готовим обед», «Мы ходили в магазин». Беседуем - «Знакомимся со своим организмом», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Как организм человека перерабатывает пищу», «Роль лекарств и витаминов». Читаем произведения соответствующей тематике К. Чуковского, В. Маяковского, А. Барто, С. Маршака.
Большую работу по питанию и оздоровлению детей проводим также с родителями. В раздевалке есть информационный стенд, папки-передвижки, на которых мы размещаем материал о правильном питании, о вредных привычках.
Весной мы предложили родителям поучаствовать в проекте «Будь здоров!». В рамках которого они проявили себя в викторинах, конкурсах, играх. Изготовили книжки самоделки: «Книга хорошего аппетита», «Чтоб здоровым подрастать – надо полезные блюда знать!», «Правильное питание – залог здоровья», «Приятного аппетита!». А также познакомились с «Экраном питания», на котором мы отмечаем, как ел ребёнок. Совместно с родителями и детьми провели развлечение «Как хлеб растёт». На родительском собрании показали непосредственно образовательную деятельность «Еда в удовольствие», презентацию «Здоровое питание детей».
Другим очень важным фактором здоровья является двигательная активность детей. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении.
В нашей группе есть физкультурный уголок с разнообразным традиционным и нестандартным оборудованием: султанчики, «тарелочки – шумелочки», «коррегирующие коврики», массажные дорожки, «осьминог», «разноцветные ручейки», «радуга». Это оборудование мы используем в оздоровительных целях. Здесь же находятся картотеки: утренней гимнастики, физкультурных минуток, гимнастики для глаз, артикуляционной гимнастики, гимнастики после сна. А так же атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки, ленты. В нашем спортивном уголке есть альбом «Белгородские спортсмены - наша гордость». Рассматриваем с детьми альбом «Виды спорта». Играем в дидактические игры: «Что полезно для зубов, что не полезно», «Четвёртый лишний», «Спортивное домино», «Мой режим». Проводим беседы о физкультуре и спорте: «Зачем мы занимаемся физкультурой?», «Легко ли стать спортсменом?», «История появления мяча», «Здоровье - это спорт». Систематически проводим с детьми досуги и развлечения: «Волшебный обруч», «День здоровья», «Весёлые старты». В нашем детском саду есть солевая комната, которую мы регулярно посещаем.
Вместе с родителями провели праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Остров сокровищ». Эти праздники способствуют гармонизации детско - родительских отношений, развивают ребёнка и взрослого, формируют умение выполнять движения в детско - родительской паре. Эти мероприятия вызывают у родителей и детей ощущение радости и удовольствия от встречи друг с другом, от совместной двигательной деятельности, способствуют их эмоциональному сближению.
В уголке для родителей у нас есть консультации: «Здоровый образ жизни», «Как провести с пользой для здоровья ребёнка выходной день», «Закаляйся - если хочешь быть здоров!», «Играем вместе». Выпустили газету «Моя спортивная семья», где поместили фотографии из семейного альбома, отражающие спортивный досуг.
Главное в нашей работе – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с. 207- 208
2. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мир» Масалова Л. Л. Сан. – Пет. Детство – Пресс 2010 с. 35-42
3. «Разговор с матерью» Б. Спок Москва Издат. полит. лит. 1990 с. 293
4. Большая энциклопедия «Мать и дитя» Минск Современный литератор 2000 с. 553- 559
5. Сценарии спортивно-театрализованных праздников Н. И. Соловьёва, И. А. Чаленко Москва «Школьная пресса» 2008 с. 81-85
6. Журнал «Здоровье дошкольника» №2, 2010 с. 43-44
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2016 с. 118-121
8. Учебно-методическое пособие «Дидактические игры и занятия» Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников 1-7 лет И. А. Лыкова Москва «Сфера» 2009 с. 74