Ирина Ережепова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности «Ребёнок на улице» у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице в целом (об устройстве проезжей части, светофоре и других дорожных знаков для пешеходов).
Ход работы:
Воспитатель: На улицах очень много машин, взрослые идут, кто на работу, а кто и ведёт детей в детский сад, грузовые машины везут продукты в магазины. На другой картине изображено движение автотранспорта и пешеходов. Как же сделать это движение безопасным?
(Ответы детей)
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности „Ребёнок на улице“ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитатель: Для безопасности движения транспорта и пешеходов созданы специальные условия и правила, которые нужно обязательно выполнять. Каждый человек должен знать, где и как можно переходить улицу.
(На магнитную доску размещаем иллюстрацию с изображением улицы)
Воспитатель: Что вы видите на этой картинке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это улица. Улица-это часть города, отведённая для движения транспорта и пешеходов. На ней есть проезжая и пешеходная часть. Как вы считаете, что такое проезжая част
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это часть предназначена для проезда транспорта. А для кого предназначены тротуары?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для пешеходов. А как необходимо передвигаться по тротуару?
(Ответы детей : придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам)
Воспитатель: Где можно переходить улицу?
(Ответы детей : улицу переходят, там, где есть пешеходный переход)
Воспитатель: Да, улицу переходят там, где есть пешеходный переход и установлен знак, обозначающий «Пешеходный переход».
(демонстрация знака)
Воспитатель: Что изображено на знаке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как необходимо переходить улицу?
(Ответы детей : нужно сначала посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части – направо, если нет рядом идущего транспорта, то можно переходить улицу)
Воспитатель: Что может произойти, если не наблюдать за проезжей частью?
(Ответы детей : может произойти авария; пешеход может попасть под машину)
Воспитатель: Вы знаете, что у пешехода есть ещё один помощник?
Три глаза моргают,
Три глаза мигают,
Улицу нам перейти помогают.
(Ответы детей : светофор)
Воспитатель: Правильно, это светофор.
(Раздаём детям карточки с изображением светофора. Дети проходят и садятся за столы)
Воспитатель: Посмотрите, на этом светофоре чего – то не хватает.
(Ответы детей : не хватает цветовых сигналов)
Дидактические игры
Игра «Улица и пешеходы»
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Улица и пешеходы»
Вот у нас улица, Давайте выберем пешеходов и водителей.
(Выбираем исполняющих роли пешеходов и автомобилей. Педагог исполняет роль светофора. Движение по улице осуществляется по сигналам светофора.) «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие половинки для всех своих карточек.
«Большая безопасная прогулка». Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу. Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Правильно, о правилах движения по улицам города. Как необходимо переходить улицу? На какой сигнал светофора?
(Ответы детей)
Вопросы и задания
— Как называется улица, на которой ты живешь?
— Какие дома есть на твоей улице?
— Какое движение на твоей улице — одностороннее или двухстороннее?
— Где должны ходить пешеходы?
— Почему нельзя ходить по проезжей части?
— Что такое «перекресток»?
— Где и как нужно переходить улицу?
— Как обозначается пешеходный переход?
— Как регулируется движение на улице?
— Какие сигналы светофора ты знаешь?
— Назови общественный транспорт, который ты знаешь.
Просмотр цикла мультфильмов по безопасности на улице «Спасик и его друзья», «Смешарики», «Аркадий Паровозов».
Создание с детьми альбома с дорожными знаками и знаками предупреждающими об опасности на улице. Создание из пластилина светофоров для выставки.
Каталог художественной литературы к разделу «Ребёнок на улице»
В. Ардов: сказка «Огнехвостик»;
О. Бедарев: «Если бы…» ;
С. Прокофьев: «Мой приятель-светофор»;
И. Пляцковская: «Светофор»;
С. Михалков: «Дядя Степа-милиционер», «Моя улица»;
Я. Пишумов: «Посмотрите, постовой»;
А. Дорохов: «Загадки о транспорте». «Пассажир», «Перекресток»;
И. Серяков: «Законы улиц и дорог»;
Я. Пишумов: «Самый лучший переход»;
Т. Шорыгина: «Волшебный мяч»;
Д. Орлова: «Как Стобед качался на качелях»;
А. Иванов: «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;