Киреева Наталья
Формирование основ информационной культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ информационной культуры у дошкольников
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, под которой можно понимать оптимальные способы обращения с различными, данными, информацией и представление их человеку для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Обобщая вышесказанное информационную культуру можно представить как эффективное использование накопленных человечеством информационных ресурсов. В свою очередь под информационными ресурсами понимают «имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для сохранения и использования». Это книги и журналы, различные телевизионные программы, развивающие компьютерные игры, программы.
Публикация «Формирование основ информационной культуры у дошкольников» размещена в разделах
Важность формирования информационной культуры личности вполне осознана, о чем свидетельствует возрастающий интерес к проблеме. Расширение сфер использования информационных технологий актуализирует проблему формирования информационной культуры. Рассматривая проблему как междисциплинарную, её исследованием занимаются представители многих областей знаний – библиотекари, специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы, педагоги. Однако, объединенные общими интересами, они рассматривают разные явления. «Библиотекари в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты по информатике связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества». И все эти точки зрения справедливы. Сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура». Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии автоматизированной обработки информации ГАКИ Т. А. Кудрина характеризует её как «совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, установок, определяющих поступки, в целом деятельность человека».
В научной литературе освещены проблемы формирования информационной культуры учащихся, студентов, педагогов.
В тоже время недостаточно исследована проблема её формирования у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это прежде всего снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками. Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.
Этому необходимо учить и ребенка. Поэтому одной из основных задач современной педагогики можно выделить формирование информационной культуры дошкольника.
Информационная культура как составляющая общей культуры человека, ответственна за функционирование информации; процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально значимой информации; информационную деятельность человека, основой которой являются четкие ценностные ориентиры. Ввиду недостаточной изученности данной проблемы трудно определить, какие составляющие этого многоаспектного понятия являются приоритетными для ребенка дошкольного возраста.
Согласно теории Ж. Пиаже ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами. И будучи от природы весьма одаренным учеником, может постепенно терять вкус к обучению из-за боязни или нежелания учиться, недооценивая свои способности. И здесь важен процесс организации обучения. Компьютер – это, в первую очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. Компьютер может изменить характер учения – не чему-то определенному, а учения вообще – сделать его более интересным и эффективным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исходными моментами здесь являются естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства.
Существует несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером:
а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру;
б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
в) мотив успешного решения познавательных задач.
Если ребенок есть «зодчий собственного интеллекта» (Ж. Пиаже, то под рукой у него должно быть все необходимое для работы, и, прежде всего – «переходные объекты», служащие теми метафорами, с помощью которых превращается опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции.
С этой задачей может справиться компьютер, сущность которого – в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов и запросов.
Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка. Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают возможность ребенку менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи. Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла, экспериментировать можно бесконечно.
Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта. Использование информационных компьютерных технологий в сфере образования может повысить эффективность образовательного процесса и способствовать сохранению здоровья обучающихся за счет максимального использования тех преимуществ, которые привносит в образовательный процесс компьютер, обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям детей.
В процессе деятельности за компьютером у ребенка развивается устойчивое внимание и огромный интерес к нему. Наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач. А также возможно развитие таких качеств как настойчивость и терпение, обычно не свойственных детям дошкольного возраста.
Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.
Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.
Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Все это создает условия для эффективного формирования начал информационной культуры у детей дошкольного возраста.
В эту кропотливую работу привлекается не только ребенок, но и окружающие его взрослые. Дети приобретают навыки работы на компьютере, повышают уровень информационной культуры; родители получат знания в области использования компьютера для обучения и развития ребёнка в семье; возможность получать информацию по вопросам воспитания и обучения через сайт детского сада; педагоги овладевают основами компьютерной грамотности, вооружаются технологией мультимедийного сопровождения образовательного процесса, получают доступ к российским и международным электронным образовательным ресурсам.
Стремительный рост информационных потоков, развитие новых информационных технологий, их неисчерпаемые возможности, нетрадиционные материалы и устройства, неизвестные ранее способы представления и передачи информации, компьютерные системы связи – всё это ведёт к формированию информационного общества и предъявляет свои требования к молодому поколению, которые тесно связаны с понятием «информационной культуры».