Лейла Бабаева
Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование основ безопасности
у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Формировать представления об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.
Обучать детей старшего дошкольного возраста осторожному и осмотрительному отношению к потенциально опасным для ребенка ситуациям через проектно – исследовательскую деятельность.
Публикация «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Развивать деятельность и умение ориентироваться в информационном пространстве и применять знания в решении исследовательских задач для познания окружающей действительности.
Актуальность:
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. В связи с модернизацией системы народного образования были сформированы новые государственные требования в содержании образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Наблюдения за поведением и деятельностью детей старшей группы детского сада № 18 показали, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательного процесса:
- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
- не понимание потенциальной опасности в быту;
- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
Проведенный анализ дает возможность сформулировать профессиональную проблему, решение которой позволит устранить недостатки образовательного процесса: Необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности. Для этого необходимо внести изменения в образовательный процесс.
предполагаемый результат:
1. Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. На практике проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4. Ребенок соблюдает правила поведения в быту.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1. Изучение методической литературы
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня
литература по теме самообразования
дата название автор источник
(сайт; издательство,
год издания) результат
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. : ACT - С. П., 2012. Смотреть тетрадь по самообразованию
Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2010. – 94 с. Смотреть тетрадь по самообразованию
Горина, Л. Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л. Н. Горина, А. А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12, №5. – С. 35-39. Смотреть тетрадь по самообразованию
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
участие в методической работе детского сада
дата тема форма участия
«Пожарная безопасность» Мастер- класс
БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ Консультации в каждую группу
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Правила дорожные детям знать положено» Консультация для родителей
Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Чтение художественной литературы с последующим разбором
«Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Придумаем сказку
«Разве не ясно, что это опасно», «Огонь-друг, огонь-враг» Конкурс рисунков
картотека игр, иллюстрации по темам. Оформить в группе центр безопасности.
по вопросам безопасности жизни и здоровья детей Анкета для родителей
«Кошкин дом». Игра - драматизация
Подбор загадок и частушек по ОБЖ
пополнение центра безопасности
• Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? ( Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4. Представление опыта работы по теме.
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
• Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
• Выступление на педсовете
• Консультация
• Семинар-практикум
• Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
• Выставки детского творчества
«Знай и будь осторожен». Показ итогового занятия педагогам
Безопасность повсюду Папка - передижка
«В мире опасных предметов»
Выставка совместного творчества