Получи документы

Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Вероника Кириллова
Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

В статье показан анализ проблемы финансового воспитания старших дошкольников. Раскрыта потребность современного общества в финансово-грамотном поколении. Представлены экспериментальные результаты проблемы формирования финансовой культуры у старших дошкольников.

Публикация «Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: экономическое мышление, финансы, экономическое воспитание, финансовая культура, финансовая грамотность, финансовое поведение.

Изменения, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, повысили значимость финансовых знаний и соответствующей культуры от населения. Культура в сфере финансов формируется у людей достаточно продолжительный период времени, что сопровождается постоянным повторением и закреплением полученных знаний.

Формирование основ финансовой культуры является одной из актуальных и стратегически важных задач современного отечественного образования. По мнению И. В. Красноперовой, решение данной задачи необходимо начинать с дошкольной ступени образования. Именно в этом возрасте дети начинают активно интересоваться объектами и явлениями социального мира, соприкасаться с рядом основных финансовых категорий, что способствует формированию основ общей культуры [3].

Работы многих исследователей (Л. А. Голуб, Л. Н. Галкиной, Е. А Сидякиной., А. Д. Шатовой и др.) подтверждают необходимость и значимость формирования основ финансовой культуры у детей начиная с дошкольного возраста [1, 2, 4, 6].

Формирование финансовых представлений осуществляется с помощью различных педагогических методов и средств. Педагог, используя всевозможные формы работы, делает процесс познания экономики интересным и доступным в первую очередь для детей. В работе с детьми очень важно говорить о сложном мире финансов на доступном им языке. В связи с этим, наиболее эффективным средством формирования финансовой культуры детей выступает игра, с помощью которой каждый дошкольник познает окружающий мир.

Освоение финансовых знаний и представлений осуществляется детьми посредством игр финансового содержания. Кроме того, использование в работе с детьми различных проблемно-игровых ситуаций, познавательных проектов позволяет им глубоко и основательно понять основную суть экономических понятий [4].

Л. А. Голуб считает, что в процессе финансового воспитания дошкольников необходимо помнить о том, что наличие в собственности имущества у людей помогает развить чувство ответственности за него, и приводит к появлению самостоятельности мышления у подрастающего поколения [2].

Сизоненко О. А. утверждает, что обучая дошкольников систематически решать экономические задачи, у них развивается умственная активность, творческое отношение к учебной задаче, инициатива [5].

Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования основ финансовой культуры детей в дошкольном возрасте позволяет сформулировать основные принципы финансового воспитания детей :

1) Принцип неприкосновенности частной собственности позволяет детям полноправно распоряжаться своими игрушками, книжками и деньгами, если они есть у ребенка (подарить или обменять).

2) Принцип ответственного поведения характеризуется полным осознанием детьми последствий своего поступка.

3) Принцип неизбежности отражает понимание детьми, что убытки неизбежны. Задача взрослых научить детей адекватно относится к доходам и расходам и находить правильные решения в любых сложных ситуациях.

4) Принцип рациональности помогает детям осознать, почему лучше потратить деньги так, а не иначе. Ведь при покупке важным аспектом является соотношение качества и стоимости товара. Ребенок должен понимать, насколько эта вещь необходима, и принесёт ли она пользу. Это формирует у ребенка умение делать правильный выбор товаров при покупке.

5) Принцип системного финансирования позволяет детям научиться грамотно обращаться с деньгами, начиная с трехлетнего возраста. Известно, что навык обращения с деньгами успешно формируется при непосредственном взаимодействии с ними и его многократном повторении [6].

Анализ состояния педагогической теории и практики позволил нам выявить существенное противоречие между потребностью общества в финансово-грамотном поколении и недостаточной разработанностью технологии формирования основ финансовой культуры у детей в условиях ДОУ.

Многие педагоги дошкольных учреждений, с одной стороны отмечают неготовность детей к правильному восприятию финансово-экономических терминов, а с другой стороны, говорят о целесообразности подготовки детей к жизни в мире финансов именно с этапа дошкольного детства.

Экспериментальное изучение проблемы формирования финансовой культуры детей в старшем дошкольном возрасте осуществлялось поэтапно.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности финансовой культуры у воспитанников. В эксперименте принимали участие дети 6-7 лет.

Диагностические задания были направлены на выявление системы знаний детей из таких сфер экономики, как:

1) знания в области социально-экономической сферы;

2) знания в области товарно-денежных отношений;

3) знания в области производства и связанных с ним вопросов;

4) знания в области информационно-организаторской сферы;

В результате диагностики лишь у 10% дошкольников был выявлен высокий уровень; у 38 % детей - средний уровень и 52 % воспитанников имеют низкий уровень сформированности финансовой культуры.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что многие дети в этом возрасте уже знают и понимают смысл таких понятий: как: деньги, доход, расход, товар, бюджет, но при этом они имеют ошибочное представление об источниках появления денег. Дошкольники наивно полагают, что деньги берутся из банка, кошелька, кредитной карты. Они на задумываются над тем, что деньги могут заканчиваться и их нужно зарабатывать. Это указывает на необходимость проведения педагогом целенаправленной работы по формированию системы финансовых представлений с целью развития таких личностных качеств у детей, как самостоятельность, бережливость, экономность, трудолюбие.

Полученные диагностические данные стали основанием для разработки программы формирующего эксперимента с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Разработанная нами система занятий легла в основу программы формирования основ финансовой культуры у дошкольников. Кроме непосредственно образовательной деятельности нами использовалась серия развивающих игр финансовой направленности, творческие проекты, которые проводились с детьми в свободное время.

Разработанная система занятий была направлена не только на удовлетворение интереса детей к финансовым аспектам жизни (деньгам, процессам купли-продажи, обмену, а прежде всего на становление ценностных ориентаций детей и их нравственных позиций. Известно, что основы морального поведения и нравственные нормы закладываются в старшем дошкольном возрасте, поэтому особое внимание необходимо обращать на детское поведение и отношение к труду, честности, справедливости, бережливости, ответственности, взаимопомощи и поддержке.

На занятиях дошкольники с большим интересом обсуждали тему денег, умение их зарабатывать, хранить, делать бизнес. Дети охотно делились друг с другом своими знаниями и опытом своей семьи, демонстрируя особенности отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.

Контрольный эксперимент позволил обнаружить положительную динамику не только в формировании финансовых представлений детей в частности, но и финансовой культуры дошкольников в целом. Полученные результаты свидетельствуют о том, что знания детей стали более глубокими и прочными. Ребята стали более рациональными, бережливыми и деловитыми, что способствует формированию у воспитанников правильного представления о семейном бюджете, деньгах, расходах и доходах. Мы уверены, что новые представления о финансовом мире научат детей принимать грамотные и взвешенные решения и стать самостоятельными и успешными людьми в будущем.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа, позволила заключить, что знакомство с финансовым миром способствует не только формированию у детей разумных экономических потребностей, но и стимулирует у них появление деловых качеств, рационального финансового поведения, что способствует формированию основ финансовой культуры и экономического мышления, в целом.

Литература

1. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. С. 89 с.

2. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика [Текст] : Учебное пособие для вузов/ Л. А. Голуб. - М. : Владос, 2001.

3. Красноперова И. В. Теоретические аспекты формирования основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т. 23. №3. С. 24-29.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2023 в 15:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Кириллова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД