Вероника Кириллова
Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье показан анализ проблемы финансового воспитания старших дошкольников. Раскрыта потребность современного общества в финансово-грамотном поколении. Представлены экспериментальные результаты проблемы формирования финансовой культуры у старших дошкольников.
Публикация «Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: экономическое мышление, финансы, экономическое воспитание, финансовая культура, финансовая грамотность, финансовое поведение.
Изменения, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, повысили значимость финансовых знаний и соответствующей культуры от населения. Культура в сфере финансов формируется у людей достаточно продолжительный период времени, что сопровождается постоянным повторением и закреплением полученных знаний.
Формирование основ финансовой культуры является одной из актуальных и стратегически важных задач современного отечественного образования. По мнению И. В. Красноперовой, решение данной задачи необходимо начинать с дошкольной ступени образования. Именно в этом возрасте дети начинают активно интересоваться объектами и явлениями социального мира, соприкасаться с рядом основных финансовых категорий, что способствует формированию основ общей культуры [3].
Работы многих исследователей (Л. А. Голуб, Л. Н. Галкиной, Е. А Сидякиной., А. Д. Шатовой и др.) подтверждают необходимость и значимость формирования основ финансовой культуры у детей начиная с дошкольного возраста [1, 2, 4, 6].
Формирование финансовых представлений осуществляется с помощью различных педагогических методов и средств. Педагог, используя всевозможные формы работы, делает процесс познания экономики интересным и доступным в первую очередь для детей. В работе с детьми очень важно говорить о сложном мире финансов на доступном им языке. В связи с этим, наиболее эффективным средством формирования финансовой культуры детей выступает игра, с помощью которой каждый дошкольник познает окружающий мир.
Освоение финансовых знаний и представлений осуществляется детьми посредством игр финансового содержания. Кроме того, использование в работе с детьми различных проблемно-игровых ситуаций, познавательных проектов позволяет им глубоко и основательно понять основную суть экономических понятий [4].
Л. А. Голуб считает, что в процессе финансового воспитания дошкольников необходимо помнить о том, что наличие в собственности имущества у людей помогает развить чувство ответственности за него, и приводит к появлению самостоятельности мышления у подрастающего поколения [2].
Сизоненко О. А. утверждает, что обучая дошкольников систематически решать экономические задачи, у них развивается умственная активность, творческое отношение к учебной задаче, инициатива [5].
Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования основ финансовой культуры детей в дошкольном возрасте позволяет сформулировать основные принципы финансового воспитания детей :
1) Принцип неприкосновенности частной собственности позволяет детям полноправно распоряжаться своими игрушками, книжками и деньгами, если они есть у ребенка (подарить или обменять).
2) Принцип ответственного поведения характеризуется полным осознанием детьми последствий своего поступка.
3) Принцип неизбежности отражает понимание детьми, что убытки неизбежны. Задача взрослых научить детей адекватно относится к доходам и расходам и находить правильные решения в любых сложных ситуациях.
4) Принцип рациональности помогает детям осознать, почему лучше потратить деньги так, а не иначе. Ведь при покупке важным аспектом является соотношение качества и стоимости товара. Ребенок должен понимать, насколько эта вещь необходима, и принесёт ли она пользу. Это формирует у ребенка умение делать правильный выбор товаров при покупке.
5) Принцип системного финансирования позволяет детям научиться грамотно обращаться с деньгами, начиная с трехлетнего возраста. Известно, что навык обращения с деньгами успешно формируется при непосредственном взаимодействии с ними и его многократном повторении [6].
Анализ состояния педагогической теории и практики позволил нам выявить существенное противоречие между потребностью общества в финансово-грамотном поколении и недостаточной разработанностью технологии формирования основ финансовой культуры у детей в условиях ДОУ.
Многие педагоги дошкольных учреждений, с одной стороны отмечают неготовность детей к правильному восприятию финансово-экономических терминов, а с другой стороны, говорят о целесообразности подготовки детей к жизни в мире финансов именно с этапа дошкольного детства.
Экспериментальное изучение проблемы формирования финансовой культуры детей в старшем дошкольном возрасте осуществлялось поэтапно.
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности финансовой культуры у воспитанников. В эксперименте принимали участие дети 6-7 лет.
Диагностические задания были направлены на выявление системы знаний детей из таких сфер экономики, как:
1) знания в области социально-экономической сферы;
2) знания в области товарно-денежных отношений;
3) знания в области производства и связанных с ним вопросов;
4) знания в области информационно-организаторской сферы;
В результате диагностики лишь у 10% дошкольников был выявлен высокий уровень; у 38 % детей - средний уровень и 52 % воспитанников имеют низкий уровень сформированности финансовой культуры.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что многие дети в этом возрасте уже знают и понимают смысл таких понятий: как: деньги, доход, расход, товар, бюджет, но при этом они имеют ошибочное представление об источниках появления денег. Дошкольники наивно полагают, что деньги берутся из банка, кошелька, кредитной карты. Они на задумываются над тем, что деньги могут заканчиваться и их нужно зарабатывать. Это указывает на необходимость проведения педагогом целенаправленной работы по формированию системы финансовых представлений с целью развития таких личностных качеств у детей, как самостоятельность, бережливость, экономность, трудолюбие.
Полученные диагностические данные стали основанием для разработки программы формирующего эксперимента с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Разработанная нами система занятий легла в основу программы формирования основ финансовой культуры у дошкольников. Кроме непосредственно образовательной деятельности нами использовалась серия развивающих игр финансовой направленности, творческие проекты, которые проводились с детьми в свободное время.
Разработанная система занятий была направлена не только на удовлетворение интереса детей к финансовым аспектам жизни (деньгам, процессам купли-продажи, обмену, а прежде всего на становление ценностных ориентаций детей и их нравственных позиций. Известно, что основы морального поведения и нравственные нормы закладываются в старшем дошкольном возрасте, поэтому особое внимание необходимо обращать на детское поведение и отношение к труду, честности, справедливости, бережливости, ответственности, взаимопомощи и поддержке.
На занятиях дошкольники с большим интересом обсуждали тему денег, умение их зарабатывать, хранить, делать бизнес. Дети охотно делились друг с другом своими знаниями и опытом своей семьи, демонстрируя особенности отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
Контрольный эксперимент позволил обнаружить положительную динамику не только в формировании финансовых представлений детей в частности, но и финансовой культуры дошкольников в целом. Полученные результаты свидетельствуют о том, что знания детей стали более глубокими и прочными. Ребята стали более рациональными, бережливыми и деловитыми, что способствует формированию у воспитанников правильного представления о семейном бюджете, деньгах, расходах и доходах. Мы уверены, что новые представления о финансовом мире научат детей принимать грамотные и взвешенные решения и стать самостоятельными и успешными людьми в будущем.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа, позволила заключить, что знакомство с финансовым миром способствует не только формированию у детей разумных экономических потребностей, но и стимулирует у них появление деловых качеств, рационального финансового поведения, что способствует формированию основ финансовой культуры и экономического мышления, в целом.
Литература
1. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. С. 89 с.
2. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика [Текст] : Учебное пособие для вузов/ Л. А. Голуб. - М. : Владос, 2001.
3. Красноперова И. В. Теоретические аспекты формирования основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т. 23. №3. С. 24-29.