Анастасия Пашнина
Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется учителем-логопедом, воспитателями и родителями- как в дошкольном учреждении, так и дома. Проводимые занятия помогают предупредить у дошкольников отклонения в речевом развитии, сформировать внимательное отношение к речи, предупредить отклонения функционального характера артикуляционного аппарата. Работа ведется по развитию следующих речевых навыков: слуховое внимание, дыхание, голос, темп речи, интонация, над орфоэпическими нормами, над дикцией и культурой речевого общения.
Публикация «Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Слуховое внимание.
Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые и речевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений, процессе которых у детей формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти.
Дыхание.
Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям.
Голос.
В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания.
Темп речи.
Если у детей наблюдается отклонения от нормального темпа речи, то проводятся систематические специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Основной прием работы- подражание темпу речи логопеда. Основные задачи логопедической работы по развитию у дошкольников способности использовать в речи различные темповые характеристики:
• Формирование некоторых знаний о темпе речи (нормальный, медленный, быстрый);
• Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи;
• Формирование умения использовать различные темповые характеристики в качестве звукового средства выразительности собственной речи.
Интонация.
Интонация – это комплекс сложных компонентов речи, определяется мелодикой (повышением или понижением голоса, ритмом, тембром или звуковой окраской, которая чаще всего отражает эмоциональное состояние.
Дикция.
Задачи:
Развитие умения правильно произносить звуки по подражанию;
Отработка артикуляции гласных и согласных звуков;
Контроль за собственным произношением.
Культура речевого общения.
Необходимо создавать развивающую обстановку, в которой ребенок:
• Усваивает правила речевого поведения (где, как говорить, следовательно, приобретает навыки речевого поведения;
• Смотреть в глаза говорящему и слушающему;
• Говорить спокойно;
• Иметь доброжелательное выражение лица;
• Соблюдать вежливость в общении;
• Учиться владеть мимикой, пантомимикой, движениями рук;
• Формирует правильную осанку;
• Приобретает умение учитывать коммуникативную ситуацию и менять поведение в соответствии с ней.
Работа над орфоэпией.
Ведется комплексно учителем- логопедом, педагогами, воспитателями и родителями. Взрослые всегда являются образцом.