Евгения Меньшакова
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.
Публикация «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» размещена в разделах
В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности.
Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
Цель не только учителя, но и воспитателя ГПД: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся.
Исходя из этих целей, важно развивать следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника :
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания.
Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:
первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, учить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Принято выделять основные этапы развития самоорганизации у детей :
Этап подражания. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия. Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
Этап частичной самоорганизации. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления.
Здесь, как пример, работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов, но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
Этап более полной самоорганизации. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности.
При подготовке домашнего задания в ГПД самостоятельная работа учащихся является главным видом деятельности. Её необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе, т. к. домашняя работа — необходимое звено, представляющее собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.
Основными этапами самоподготовки являются :
1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).
Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения. Мотивы учебной деятельности разнообразны – от стремления получить хорошую оценку, вызвать уважение товарищей, одобрение старших до осмысления полезности приобретаемых знаний и умений, важности применения их на практике, возникновения интереса к предмету, к познанию.
По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель чётко оговоривает цели, последовательность работы, создаёт мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки.
Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время.
2. Самостоятельное изучение материала.
Учащимся II классов рекомендуется выполнять домашние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письменным предметам (языкам, математике).
При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину. А в более старших классах, роль воспитателя может выполнить памятка.
В 3-4 классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Для этого у детей уже имеются памятки по решению задач и рекомендации к списыванию текста.
Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникших трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы.
Самостоятельные работы в рамках ГПД могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. Например: если ребёнок плохо воспринимает предъявляемую ему задачу, необходимо учить его вдумываться в смысл задания, тренировать в пересказе того, что нужно сделать в расчленении задания на составные части. Если уровень подготовки разных учащихся значительно различается, важно обеспечить дифференцированную работу по индивидуальным заданиям. Для создания ситуаций естественного речевого общения в условиях ГПД можно научить детей обращаться друг к другу в начале работы с вопросами: «Какую задачу ты будешь решать?», «Как ты будешь действовать?», «В какой последовательности будешь выполнять действия?», а после её завершения: «Для чего полезно выполнять эту задачу?», «Чему ты научился, выполняя это задание?»
Например: учащиеся получили домашнее задание, в котором необходимо определить правильное написание слов ВЕ З/С ТИ, В Е/И ДУ. Первый вопрос, над которым можно предложить подумать: почему важно не ошибиться в написании данных слов, к чему может привести орфографическая ошибка? Далее конкретизируются учебные задачи : какие правила нужно применить в первом и втором случаях. Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задачи. Проконтролировав правильность решения, можно предложить включить данные слова в словосочетание или предложение. Это помогает обнаружить различия в значении слов, звучащих одинаково, выявит понимание учащимися сути проделанной ими работы и её практической пользы.
Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Воспитатель стремится закрепить все те приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.
Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение.
Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся 2 класса, т. к. им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания.
В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся.
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.
Но определённый порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время приготовления д. /з. крайне необходим, поэтому дети, под руководством воспитателя могут составить памятку о правилах поведения во время самоподготовки.
3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.
Прежде чем проверить работы, воспитатель предлагает выполнить самопроверку, которая учит детей контролировать свои действия.
Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.
При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное выполненное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце произведения по литературному чтению и статьи по предмету «Окружающий мир». Применяя дифференцированный подход, полезно учить ребят, справившихся с заданием различным способам самопроверки : найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т. д.
Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Организуется взаимопроверка, в ходе которой вырабатываются умения оценивать работу товарища.
4. Заключительный педагогический контроль.
Воспитатель просматривает письменные работы, ведёт беседы по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляет ошибки и неточности. Так же отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.
5. Подведение итогов работы.
При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.
Выполнение данных рекомендаций по организации и проведению самоподготовки в группе продлённого дня помогут воспитателю активизировать самостоятельную учебную деятельность школьников, практическое применение ими полученных на уроках знаний, сотрудничество между субъектами образовательного процесса, а также дисциплинировать детей, повысив их ответственность.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывает весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он предъявляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.