Галина Кукушкина
Формирование нравственных привычек у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных привычек у детей.
«Нужно стремиться к тому, что бы у детей
как можно крепче складывались хорошие привычки,
а для этой цели наиболее важным является
постоянное упражнение в правильном поступке».
Макаренко А. С. т. 2, с. 27.
Публикация «Формирование нравственных привычек у детей» размещена в разделах
В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнешь характер». От того какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка – это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определенных условиях. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически.
С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно? Очевидно с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения, которые ребенок усваивает, прежде всего, по подражанию. Если объекты для подражания положительны, то ребенок накапливает багаж привычек – помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, подтягивают, обязывают к сдержанности. В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их последовательность, быстроту, качество. Например – навык снимать с себя платье, носочки и т. п., перейдет потом в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.
Мы должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. В раннем детстве, когда складывается динамический стереотип, необходимо, чтобы ребенок с помощью режима приобретал полезные привычки. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. Такие дети более податливы педагогическим влияниям. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться.
Какие привычки следует считать нравственными? Те, которые помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности, выражаются в культуре поведения. В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать такие привычки, которые содействуют физическому, умственному, духовно - нравственному и эстетическому развитию ребенка, помогают ему овладеть культурой поведения. Задача воспитателей и родителей – формировать у детей нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии, культуре деятельности. Это так же и привычки гигиенические, помогающие ребенку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.
В детском саду дети, постоянно общаясь, упражняются в культуре поведения, умении действовать согласованно, проявляя вежливость, доброжелательность, товарищество, взаимопомощь. Такой опыт взаимодействий накапливается и закрепляется благодаря ежедневным и многократным повторениям в различной деятельности и различных жизненных ситуациях. Для того чтобы требования, которые предъявляются к детям в детском саду, соблюдались и дома, воспитатель знакомит родителей с содержанием отдельных правил.
Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные. Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно ли помочь ребенку освободиться от нее? Да, это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребенку сделать это значительно легче, так как он обладает легкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Важно при этом учитывать, что при искоренении привычки следует вникнуть, от чего она произошла, и действовать против причины, а не против следствия. Когда вскрыта причина, то не трудно и определить подход к ребенку. Часто можно слышать от родителей: «Ребенка как подменили. Дома с ним сладу нет, а в детском саду он подтянут, вежлив, спокоен. В чем дело?». Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним следующее: любая форма поведения – это ответная реакция, которая выработалась в результате многократных повторений на ряд раздражителей. Стоит изменить условия, и ребенок начинает вести себя по - иному. При переходе ребенка из семьи в детский сад меняются условия, и ребенок ведет себя иначе. Какие привычки нравственного поведения должны быть сформированы у ребенка, стоящего у порога школы? Основные: привычка к чистоте, опрятности, порядку, к самостоятельности, самообслуживанию; привычка ценить и беречь труд взрослых, быть занятым; бережно обращаться с игрушками, своими вещами и общественным имуществом; уважать старших, заботится о них, правильно реагировать на родительское слово. Быть дисциплинированным, честным, правдивым; привычки культурного поведения и общения – быть вежливым, доброжелательным, деликатным, сдержанным, предупредительным.
Уважаемые родители, мы с вами пример для подражания, дети все копируют с нас, задумайтесь об этом! Давайте сами будем упражняться в правильном поступке и научим этому детей. При всей нашей занятости, главная наша работа и забота это наши дети!
Галина Кукушкина,
воспитатель МБОУ «Избердеевская НШДС».