Лучший педагог года

Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе

Русакова
Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют ввиду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до двадцати.

Хорошо, если ребенок посещает детский сад, где с ним занимаются специалисты. «Домашние» же дети полностью зависят от культуры своих родителей, их образованности, а они в разных семьях весьма различны. Нередко результатом семейного воспитания становится неравенство стартовых возможностей будущих первоклассников. Охват же детей общественным дошкольным образованием из года в год сокращается.

Публикация «Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе» размещена в разделах

Одним из средств преодоления последствий сокращения сети ДОУ стали школы и центры раннего развития детей дошкольного возраста.

Центры раннего развития дошкольников способны удовлетворить целый ряд социальных потребностей:

• Компенсировать общее личностное развитие детей, не посещающих дошкольные учреждения;

• Выровнять адаптационные возможности будущих первоклассников;

• Обеспечить подготовку дошкольников к обучению в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии).

Вместе с тем нельзя не заметить тенденцию к превращению подобных центров в преимущественно образовательные заведения, где учебный процесс становиться самодовлеющим, а образовательные ценности – доминирующими над воспитательными.

Практика показывает: даже с детьми, неплохо подготовленными по русскому языку, чтению, математике, учителю трудно работать. Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, не внимательны.

Поэтому в центрах раннего развития детей на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка.

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре.

Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строиться на выработке у ребенка – в определенной последовательности – основных элементов этого механизма, который включает в себя следующее.

1. Формирование у ребенка начиная с 2,5-3 лет чувства гордости, т. е. представления о своих достоинствах и недостатках. Чувство гордости впервые обнаруживается у ребенка как заявление «Я сам». В то же время от взрослых зависит, какой уровень гордости сформируется у ребенка : заниженный, нормально развитый или завышенный.

2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4 - 4,5 лет до 6 – 7 лет, а потом развиваются в течение жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.

3. Формирование совести, т. е. умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительный, так и отрицательные моменты. Обычно ребенок оказывается способен к этому примерно в 5 лет.

4. Формирование чувства долга перед другими и самим собой. Ребенок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от окружающих людей и обстоятельств, а так же научиться выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме.

5. На основе развитого чувства долго постепенно, начиная с 8- 9 лет, вырабатывается чувство ответственности, т. е. умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо – совместными усилиями родителей и педагогов – формировать у детей таких качеств, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.

Еще одна из проблем нравственного воспитания – проблема понимания тех практических задач, которые стоят перед воспитателем при работе с дошкольниками. Таких задач, как минимум, три.

Во-первых, необходимо сформировать у ребенка вышеназванные механизмы нравственного развития.

Во-вторых, уже в период первичной социализации целесообразно обеспечить участие ребенка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия : с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

Нравственное развитие ребенка – это процесс его постепенного приближения к освоению норм в каждом из перечисленных видов отношений.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере необходимо провести через все предметы, изучаемые детьми 3 – 7 лет как в центрах раннего развития учреждений дополнительного образования детей, так и в клубах, студиях, кружках.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе
Опубликовано: 29 июня 2020 в 16:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе» (включая файлы) размещена пользователем Русакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД