Русакова
Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе
▼ Скачать
Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют ввиду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до двадцати.
Хорошо, если ребенок посещает детский сад, где с ним занимаются специалисты. «Домашние» же дети полностью зависят от культуры своих родителей, их образованности, а они в разных семьях весьма различны. Нередко результатом семейного воспитания становится неравенство стартовых возможностей будущих первоклассников. Охват же детей общественным дошкольным образованием из года в год сокращается.
Публикация «Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе» размещена в разделах
Одним из средств преодоления последствий сокращения сети ДОУ стали школы и центры раннего развития детей дошкольного возраста.
Центры раннего развития дошкольников способны удовлетворить целый ряд социальных потребностей:
• Компенсировать общее личностное развитие детей, не посещающих дошкольные учреждения;
• Выровнять адаптационные возможности будущих первоклассников;
• Обеспечить подготовку дошкольников к обучению в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии).
Вместе с тем нельзя не заметить тенденцию к превращению подобных центров в преимущественно образовательные заведения, где учебный процесс становиться самодовлеющим, а образовательные ценности – доминирующими над воспитательными.
Практика показывает: даже с детьми, неплохо подготовленными по русскому языку, чтению, математике, учителю трудно работать. Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, не внимательны.
Поэтому в центрах раннего развития детей на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка.
Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.
Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре.
Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строиться на выработке у ребенка – в определенной последовательности – основных элементов этого механизма, который включает в себя следующее.
1. Формирование у ребенка начиная с 2,5-3 лет чувства гордости, т. е. представления о своих достоинствах и недостатках. Чувство гордости впервые обнаруживается у ребенка как заявление «Я сам». В то же время от взрослых зависит, какой уровень гордости сформируется у ребенка : заниженный, нормально развитый или завышенный.
2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4 - 4,5 лет до 6 – 7 лет, а потом развиваются в течение жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.
3. Формирование совести, т. е. умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительный, так и отрицательные моменты. Обычно ребенок оказывается способен к этому примерно в 5 лет.
4. Формирование чувства долга перед другими и самим собой. Ребенок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от окружающих людей и обстоятельств, а так же научиться выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме.
5. На основе развитого чувства долго постепенно, начиная с 8- 9 лет, вырабатывается чувство ответственности, т. е. умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.
Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо – совместными усилиями родителей и педагогов – формировать у детей таких качеств, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.
Еще одна из проблем нравственного воспитания – проблема понимания тех практических задач, которые стоят перед воспитателем при работе с дошкольниками. Таких задач, как минимум, три.
Во-первых, необходимо сформировать у ребенка вышеназванные механизмы нравственного развития.
Во-вторых, уже в период первичной социализации целесообразно обеспечить участие ребенка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия : с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.
Нравственное развитие ребенка – это процесс его постепенного приближения к освоению норм в каждом из перечисленных видов отношений.
Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере необходимо провести через все предметы, изучаемые детьми 3 – 7 лет как в центрах раннего развития учреждений дополнительного образования детей, так и в клубах, студиях, кружках.