Папки-передвижки

Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе

Русакова
Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе
▼ Скачать

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют ввиду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до двадцати.

Хорошо, если ребенок посещает детский сад, где с ним занимаются специалисты. «Домашние» же дети полностью зависят от культуры своих родителей, их образованности, а они в разных семьях весьма различны. Нередко результатом семейного воспитания становится неравенство стартовых возможностей будущих первоклассников. Охват же детей общественным дошкольным образованием из года в год сокращается.

Публикация «Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе» размещена в разделах

Одним из средств преодоления последствий сокращения сети ДОУ стали школы и центры раннего развития детей дошкольного возраста.

Центры раннего развития дошкольников способны удовлетворить целый ряд социальных потребностей:

• Компенсировать общее личностное развитие детей, не посещающих дошкольные учреждения;

• Выровнять адаптационные возможности будущих первоклассников;

• Обеспечить подготовку дошкольников к обучению в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии).

Вместе с тем нельзя не заметить тенденцию к превращению подобных центров в преимущественно образовательные заведения, где учебный процесс становиться самодовлеющим, а образовательные ценности – доминирующими над воспитательными.

Практика показывает: даже с детьми, неплохо подготовленными по русскому языку, чтению, математике, учителю трудно работать. Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, не внимательны.

Поэтому в центрах раннего развития детей на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка.

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре.

Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строиться на выработке у ребенка – в определенной последовательности – основных элементов этого механизма, который включает в себя следующее.

1. Формирование у ребенка начиная с 2,5-3 лет чувства гордости, т. е. представления о своих достоинствах и недостатках. Чувство гордости впервые обнаруживается у ребенка как заявление «Я сам». В то же время от взрослых зависит, какой уровень гордости сформируется у ребенка : заниженный, нормально развитый или завышенный.

2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4 - 4,5 лет до 6 – 7 лет, а потом развиваются в течение жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.

3. Формирование совести, т. е. умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительный, так и отрицательные моменты. Обычно ребенок оказывается способен к этому примерно в 5 лет.

4. Формирование чувства долга перед другими и самим собой. Ребенок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от окружающих людей и обстоятельств, а так же научиться выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме.

5. На основе развитого чувства долго постепенно, начиная с 8- 9 лет, вырабатывается чувство ответственности, т. е. умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо – совместными усилиями родителей и педагогов – формировать у детей таких качеств, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.

Еще одна из проблем нравственного воспитания – проблема понимания тех практических задач, которые стоят перед воспитателем при работе с дошкольниками. Таких задач, как минимум, три.

Во-первых, необходимо сформировать у ребенка вышеназванные механизмы нравственного развития.

Во-вторых, уже в период первичной социализации целесообразно обеспечить участие ребенка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия : с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

Нравственное развитие ребенка – это процесс его постепенного приближения к освоению норм в каждом из перечисленных видов отношений.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере необходимо провести через все предметы, изучаемые детьми 3 – 7 лет как в центрах раннего развития учреждений дополнительного образования детей, так и в клубах, студиях, кружках.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе
Опубликовано: 29 июня 2020 в 16:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств  как важнейший аспект подготовки к школе» (включая файлы) размещена пользователем Русакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД