Приложение МААМ

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр

Марина Рындина
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы на тему:

«Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр»

Рындина Марина Митрофановна - воспитатель

В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Проблема заключается в том, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Темочки:

Формирование основ моральных качеств, как известно, начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, и зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы и есть главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.

Понаблюдав за детьми, я обратила внимание, что в их играх часто присутствуют такие качества как : злость, жестокость, самолюбие, жадность. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми.

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным - это развивать нравственные качества личности ребёнка через русские народные подвижные игры. Поэтому приняла решение использовать их во всех видах деятельности дошкольников. Русская педагогика всегда отзывалась о народном наследии не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Народные подвижные игры представляют собой богатый материал для нравственного воспитания детей.

Значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.

Народные подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Целью моей работы является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- формирование устойчивого интереса к русским народным подвижным играм;

- содействие развитию двигательных способностей детей;

- воспитание нравственных качеств личности : доброты, честности, милосердия, отзывчивости, тактичности, сочувствия, взаимоуважения, чувства коллективизма, любви к людям.

- формирование способности справедливого оценивания своих поступков и поступков других детей;

- формирование навыков культурного поведения.

Чтобы работа по формированию нравственных качеств у дошкольников велась систематически и целенаправленно, мною была составлена картотека народных подвижных игр для младших и старших дошкольников и картотека считалок. Большую помощь в их составлении оказало методическое пособие «Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (разработанная в рамках проекта «Дошкольник Белогорья»). Программа соответствует задачам ФГОС ДО. В ней выделено четыре модуля (по временам года, где запланированы различные подвижные игры, в том числе и народные. Мною используются народные подвижные игры почти во всех видах деятельности дошкольников – в образовательной деятельности, прогулке, развлечениях и праздниках, самостоятельной игровой деятельности.

Народная подвижная игра способствует воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:

- организация и руководство игрой;

- обоснованная мотивация;

- многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность;

- учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

В созданной картотеке предложены различные виды народных подвижных игр :

- хороводные;

- игры-забавы;

- состязательные игры;

- сезонные (обрядовые);

- игры-ловишки;

- игры с водящим;

- бытовые;

- драматические (с элементами театрализованного действия);

- игры, отражающие отношение человека к природе.

Практически каждую народную подвижную игру начинаем с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. В них сохранились особенные черты русского характера, они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.

Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на физкультурных занятиях они с радостью откликаются на предложение участвовать в играх-ловишках и состязательных играх. («Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Жмурки обыкновенные», «Горелки», «Салки» и др.) Данные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Для усиления эффекта вовлечения детей в игру мною были изготовлены новые маски.

В других видах образовательной деятельности, использую игры малой подвижности, например, для проведения физкультминуток. Здесь подойдут такие игры, как «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Зайка серенький сидит», «Карусель» и др. Они помогают детям переключиться с одного вида активности на другой, получив порцию положительных эмоций.

Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это такие игры, как: «Утки и гуси», «Капуста», «Морская фигура», «Слепец и поводырь» и др.

Русские народные хороводные игры чаще всего используем во время проведения праздников и развлечений. Содержание игры бывает различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. Вот некоторые из них: «Хоровод», «Заря», «Петушок», «У дядюшки Трифона», «Каравай» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости.

В сценарии сезонно-обрядовых праздников включаем различные народные игры. Например, на Масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием играют в игры: «Гори, гори ясно», «Два Мороза», «Салки», а на Вербной неделе «Верба - вербочка», «Ручеек» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Значительное место в моей работе занимают народные подвижные игры на прогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить практические любые игры. «Гуси-гуси», «Стадо», Птицелов», «Бабушка-Маланья», «Цепи кованые», «Водяной», Колечко», «Казаки-разбойники» и др. Вот только некоторые из игр, в которые играли и играют наши воспитанники.

Но особое внимание в своей деятельности решила уделить народной подвижной игре «Городки». Для этого был разработан и реализован краткосрочный проект «Как правильно играть в народную подвижную игру «Городки». Эта игра у дошкольников воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки, терпеливости, целеустремленности. Развивает способность своевременно принимать верные решения. Помимо этого, городки являются одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений.

Дошкольники в наше время слабо знают эту игру. Работу пришлось начинать с нуля. В проекте были выделены 5 этапов: подготовительный, проектировочный (составлен план действий, практический, аналитический, заключительный. Игра в «Городки» вызвала у детей неподдельный интерес и восторг. Она оказалась непохожей на остальные подвижные игры.

В своей работе особое внимание стараюсь уделять установлению тесных контактов с семьей. Родители, как никто другой, заинтересованы в формировании нравственной личности, будущего гражданина своей Родины. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов к народным подвижным играм. При проведении праздников и развлечений мамы и папы с удовольствием принимают участие в играх-забавах и играх-состязаниях. Создание условий для индивидуального и коллективного творчества способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Опыт работы показал, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. В ходе народных подвижных игр дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.

Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, проецировались и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 20:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр» (включая файлы) размещена пользователем Марина Рындина (УИ 194854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД