Марина Рындина
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему:
«Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр»
Рындина Марина Митрофановна - воспитатель
В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Проблема заключается в том, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами народных подвижных игр» размещена в разделах
Формирование основ моральных качеств, как известно, начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, и зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы и есть главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.
Понаблюдав за детьми, я обратила внимание, что в их играх часто присутствуют такие качества как : злость, жестокость, самолюбие, жадность. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным - это развивать нравственные качества личности ребёнка через русские народные подвижные игры. Поэтому приняла решение использовать их во всех видах деятельности дошкольников. Русская педагогика всегда отзывалась о народном наследии не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Народные подвижные игры представляют собой богатый материал для нравственного воспитания детей.
Значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.
Народные подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Целью моей работы является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формирование устойчивого интереса к русским народным подвижным играм;
- содействие развитию двигательных способностей детей;
- воспитание нравственных качеств личности : доброты, честности, милосердия, отзывчивости, тактичности, сочувствия, взаимоуважения, чувства коллективизма, любви к людям.
- формирование способности справедливого оценивания своих поступков и поступков других детей;
- формирование навыков культурного поведения.
Чтобы работа по формированию нравственных качеств у дошкольников велась систематически и целенаправленно, мною была составлена картотека народных подвижных игр для младших и старших дошкольников и картотека считалок. Большую помощь в их составлении оказало методическое пособие «Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (разработанная в рамках проекта «Дошкольник Белогорья»). Программа соответствует задачам ФГОС ДО. В ней выделено четыре модуля (по временам года, где запланированы различные подвижные игры, в том числе и народные. Мною используются народные подвижные игры почти во всех видах деятельности дошкольников – в образовательной деятельности, прогулке, развлечениях и праздниках, самостоятельной игровой деятельности.
Народная подвижная игра способствует воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
- организация и руководство игрой;
- обоснованная мотивация;
- многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность;
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
В созданной картотеке предложены различные виды народных подвижных игр :
- хороводные;
- игры-забавы;
- состязательные игры;
- сезонные (обрядовые);
- игры-ловишки;
- игры с водящим;
- бытовые;
- драматические (с элементами театрализованного действия);
- игры, отражающие отношение человека к природе.
Практически каждую народную подвижную игру начинаем с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. В них сохранились особенные черты русского характера, они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на физкультурных занятиях они с радостью откликаются на предложение участвовать в играх-ловишках и состязательных играх. («Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Жмурки обыкновенные», «Горелки», «Салки» и др.) Данные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Для усиления эффекта вовлечения детей в игру мною были изготовлены новые маски.
В других видах образовательной деятельности, использую игры малой подвижности, например, для проведения физкультминуток. Здесь подойдут такие игры, как «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Зайка серенький сидит», «Карусель» и др. Они помогают детям переключиться с одного вида активности на другой, получив порцию положительных эмоций.
Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это такие игры, как: «Утки и гуси», «Капуста», «Морская фигура», «Слепец и поводырь» и др.
Русские народные хороводные игры чаще всего используем во время проведения праздников и развлечений. Содержание игры бывает различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. Вот некоторые из них: «Хоровод», «Заря», «Петушок», «У дядюшки Трифона», «Каравай» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости.
В сценарии сезонно-обрядовых праздников включаем различные народные игры. Например, на Масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием играют в игры: «Гори, гори ясно», «Два Мороза», «Салки», а на Вербной неделе «Верба - вербочка», «Ручеек» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Значительное место в моей работе занимают народные подвижные игры на прогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить практические любые игры. «Гуси-гуси», «Стадо», Птицелов», «Бабушка-Маланья», «Цепи кованые», «Водяной», Колечко», «Казаки-разбойники» и др. Вот только некоторые из игр, в которые играли и играют наши воспитанники.
Но особое внимание в своей деятельности решила уделить народной подвижной игре «Городки». Для этого был разработан и реализован краткосрочный проект «Как правильно играть в народную подвижную игру «Городки». Эта игра у дошкольников воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки, терпеливости, целеустремленности. Развивает способность своевременно принимать верные решения. Помимо этого, городки являются одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений.
Дошкольники в наше время слабо знают эту игру. Работу пришлось начинать с нуля. В проекте были выделены 5 этапов: подготовительный, проектировочный (составлен план действий, практический, аналитический, заключительный. Игра в «Городки» вызвала у детей неподдельный интерес и восторг. Она оказалась непохожей на остальные подвижные игры.
В своей работе особое внимание стараюсь уделять установлению тесных контактов с семьей. Родители, как никто другой, заинтересованы в формировании нравственной личности, будущего гражданина своей Родины. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов к народным подвижным играм. При проведении праздников и развлечений мамы и папы с удовольствием принимают участие в играх-забавах и играх-состязаниях. Создание условий для индивидуального и коллективного творчества способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Опыт работы показал, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. В ходе народных подвижных игр дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.
Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, проецировались и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.