Наталья Конаныхина
Формирование нравственного сознания и поведения детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. В условиях перехода на ФОП дошкольного образования эта тема приобретает особую актуальность.
Тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса в детском саду - одно из важнейших положений ФГОС ДО и ФОП ДО.
Публикация «Формирование нравственного сознания и поведения детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Перед педагогами стоит задача - воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Для решения этой задачи важно выбрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, в дошкольном образовании является метод проектов.
Проектная деятельность предусматривает необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. В ходе реализации проекта формируется оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.
Такая деятельность соответствует содержанию работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», позволяя в соответствии с ФОП дошкольного образования «реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования : 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины».
Проект «Россия-Родина моя!» направлен на патриотическое воспитание, интегрированные занятия приурочены к государственным праздникам.
Целью проекта, реализуемого инструктором по физической культуре и учителем логопедом, лежит создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы, всестороннего гармоничного развития детей. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной деятельности с учетом особенностей психофизического развития детей.
Проект предусматривает реализацию пяти интегрированных занятий: «Богатыри» по картине В. М. Васнецова, «Защитники Отечества на страже мира», «Бессмертный полк», «Моя Родина – Россия», «Флаг Росси он трехцветный», и четырех физкультурных досугов: «Все твои народы - сила», «Защитники Отечества - звание гордое», «Россия, мы дети твои», «Процветай, моя Россия!».
Мероприятия по данному направлению проводятся 1 раз в месяц.
Основной формой интегрированных тематических занятий является игровая деятельность. Интегрированные занятия, насыщенные разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, направлены на развитие связной речи, сохранение и укрепление здоровья, развитие двигательной активности, приобщение детей к моральным ценностям человечества, формирование нравственного сознания и поведения дошкольников через создание воспитывающих ситуаций.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагогов и специалистов, семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой.
Литература:
1. Железнова Е. Р. Серия интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.
2. Кириллова Ю. А. Спортивно-патриотическое воспитание дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях ( из опыта работы: сценарии физкультурных досугов и праздников для детей старшего дошкольного возраста) : методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. - 144 с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: -СПб: Детство-Пресс, 2021.
4. Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. - 128 с.