Нэлли Саванина
Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в эти годы формируются моральные качества личности. Это объясняется высокой детской восприимчивостью, особой податливостью влияния взрослых, в результате которого он перенимает их опыт действий, суждений, оценок.
Темочки:
Нравственное развитие ребенка дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь вербальную сферу: ребенок осваивает нормы на "словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников.
В то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстным общением со стороны взрослых, "высекает искру" нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.
"И пусть это только зачатки, ростки подлинной радости. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений", - писал Е. В. Субботский.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
• четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
• гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
• создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания, а мотивы бескорыстного отношения друг другу, ценность совместной деятельности.
В процессе формирования нравственного поведения детей мы основываемся в своей работе на те ценности и положительные качества личности, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте. Для этого используем интерактивные формы и методы работы с детьми для организации детской деятельности:
• Это личный пример взрослых: воспитателя и помощника;
• Традиции группы: «Утро добрых встреч», «День сказок»;
• Этические беседы на темы: "Беседа о вежливых словах", "Беседа о чуткости", "Беседа о заботливости", "Беседа о добром поступке", "Беседа о дружбе" и др.
• Чтение художественных произведений на нравственную тематику : Г, Сапгир "Самые слова", рассказы В. Осеевой "Синие листья", "Волшебное слово", "Печенье", рассказы К. Ушинского и др.
• Реализация проекта "Учимся играть и общаться", так как в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Дети через дидактические и малоподвижные игры учатся взаимодействию друг с другом, умению адекватно ориентироваться в доступном им социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей;
• Сюжетно-ролевые игры. Ведь игра - это своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает детей, воздействует на их чувства. Вживаясь в роль, дети соответственно ведут себя: проявляют доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т. п. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли, приобретая нравственный опыт. В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя личное коллективу. И именно в сюжетно-ролевой игре формируется умение устанавливать межличностные отношения, соблюдая этикетные нормы, что обусловлено правилами той или иной игры. Например, в игре "Магазин" прививаются правила культуры поведения в общественных местах: вежливого обращения к продавцу, благодарность за покупку и т. д.
• Проигрывание проблемных ситуаций;
• Празднование дней рождений детей с веселым концертом и подарками, приготовленными своими руками;
• Соблюдение «Правил Кота Леопольда» ( совершенствуем такие качества как: доброта, вежливость, справедливость)
Все эти правила не заучиваются специально, но создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример дети, хорошо усвоившие эти правила, поощряются те, у кого появляются достижения. Не смотря на то, что ведущим видом деятельности является игра, в жизни старшего дошкольника большое место занимает образовательная деятельность, для того, чтобы она была продуктивной, создаю условия для поддержания у детей положительно-эмоционального состояния. Тогда ребенок охотнее выполняет указание, активнее участвует в беседе, увереннее отвечает, не боясь допустить ошибку. Это способствует развитию у него нравственно-волевых качеств : целеустремленности, настойчивости, добросовестности.
Нравственные качества формируются в деятельности, ведь ребенок приобретает знания, умения, навыки, моральные представления и нравственное поведение в активной форме, а не в результате пассивного восприятия тех сведений, которые сообщают ему взрослые. Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках ДОО. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием ребенка в семье, координацию усилий педагога и родителей. Главной целью данной работы, является повышение компонента педагогической культуры родителей в приобретении знаний о нравственных качествах детей, навыков культуры поведения. Эту работу осуществляем через следующие мероприятия:
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
- "Круглый стол" по любой теме;
- родительский клуб
- тематические выставки;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- тренинги;
- аукцион секретов воспитания и др.
Таким образом, использование разнообразных интерактивных форм в своей работе, позволяет нам значительно улучшить отношения с семьями воспитанников, повысить педагогическую культуру родителей, а также расширить представления детей о нравственно-этических нормах поведения.
Таким образом, с каждым годом проблема нравственного воспитания детей становится все актуальней, поэтому эту работу мы будем продолжать, ведя поиск эффективных новых форм, методов и приемов работы.
Список литературы:
1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников : Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М. : АРКТИ, 2002.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : Пособие для воспитателя дет. сада / Р. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др. ; Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1980.
3. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы - занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста/Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. - М. : Мозаика - Синтез, 2000.
4. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников/Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1990.