МААМ-картинки

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Нэлли Саванина
Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в эти годы формируются моральные качества личности. Это объясняется высокой детской восприимчивостью, особой податливостью влияния взрослых, в результате которого он перенимает их опыт действий, суждений, оценок.

Темочки:

Нравственное развитие ребенка дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь вербальную сферу: ребенок осваивает нормы на "словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников.

В то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстным общением со стороны взрослых, "высекает искру" нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.

"И пусть это только зачатки, ростки подлинной радости. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений", - писал Е. В. Субботский.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

• четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

• гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;

• создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания, а мотивы бескорыстного отношения друг другу, ценность совместной деятельности.

В процессе формирования нравственного поведения детей мы основываемся в своей работе на те ценности и положительные качества личности, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте. Для этого используем интерактивные формы и методы работы с детьми для организации детской деятельности:

Это личный пример взрослых: воспитателя и помощника;

Традиции группы: «Утро добрых встреч», «День сказок»;

Этические беседы на темы: "Беседа о вежливых словах", "Беседа о чуткости", "Беседа о заботливости", "Беседа о добром поступке", "Беседа о дружбе" и др.

• Чтение художественных произведений на нравственную тематику : Г, Сапгир "Самые слова", рассказы В. Осеевой "Синие листья", "Волшебное слово", "Печенье", рассказы К. Ушинского и др.

• Реализация проекта "Учимся играть и общаться", так как в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Дети через дидактические и малоподвижные игры учатся взаимодействию друг с другом, умению адекватно ориентироваться в доступном им социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей;

• Сюжетно-ролевые игры. Ведь игра - это своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает детей, воздействует на их чувства. Вживаясь в роль, дети соответственно ведут себя: проявляют доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т. п. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли, приобретая нравственный опыт. В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя личное коллективу. И именно в сюжетно-ролевой игре формируется умение устанавливать межличностные отношения, соблюдая этикетные нормы, что обусловлено правилами той или иной игры. Например, в игре "Магазин" прививаются правила культуры поведения в общественных местах: вежливого обращения к продавцу, благодарность за покупку и т. д.

• Проигрывание проблемных ситуаций;

• Празднование дней рождений детей с веселым концертом и подарками, приготовленными своими руками;

• Соблюдение «Правил Кота Леопольда» ( совершенствуем такие качества как: доброта, вежливость, справедливость)

Все эти правила не заучиваются специально, но создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример дети, хорошо усвоившие эти правила, поощряются те, у кого появляются достижения. Не смотря на то, что ведущим видом деятельности является игра, в жизни старшего дошкольника большое место занимает образовательная деятельность, для того, чтобы она была продуктивной, создаю условия для поддержания у детей положительно-эмоционального состояния. Тогда ребенок охотнее выполняет указание, активнее участвует в беседе, увереннее отвечает, не боясь допустить ошибку. Это способствует развитию у него нравственно-волевых качеств : целеустремленности, настойчивости, добросовестности.

Нравственные качества формируются в деятельности, ведь ребенок приобретает знания, умения, навыки, моральные представления и нравственное поведение в активной форме, а не в результате пассивного восприятия тех сведений, которые сообщают ему взрослые. Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках ДОО. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием ребенка в семье, координацию усилий педагога и родителей. Главной целью данной работы, является повышение компонента педагогической культуры родителей в приобретении знаний о нравственных качествах детей, навыков культуры поведения. Эту работу осуществляем через следующие мероприятия:

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

- "Круглый стол" по любой теме;

- родительский клуб

- тематические выставки;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- семейные проекты;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- тренинги;

- аукцион секретов воспитания и др.

Таким образом, использование разнообразных интерактивных форм в своей работе, позволяет нам значительно улучшить отношения с семьями воспитанников, повысить педагогическую культуру родителей, а также расширить представления детей о нравственно-этических нормах поведения.

Таким образом, с каждым годом проблема нравственного воспитания детей становится все актуальней, поэтому эту работу мы будем продолжать, ведя поиск эффективных новых форм, методов и приемов работы.

Список литературы:

1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников : Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М. : АРКТИ, 2002.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : Пособие для воспитателя дет. сада / Р. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др. ; Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1980.

3. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы - занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста/Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. - М. : Мозаика - Синтез, 2000.

4. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников/Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1990.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста Презентация (выступление) 2 слайд Тема моей творческой работы: «Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного.

Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы Основной формой работы по формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста является тематическая психолого-педагогическая.

Доклад «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до» Тема: «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». В период дошкольного детства происходит.

Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста по ФГОС Сложившаяся современная социальная и экологическая.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Программа саморазвития «Формирование основ безопасности на дорогах и улицах у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование основ безопасности на дорогах и улицах детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ В современных условиях, в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2017 в 18:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нэлли Саванина (УИ 596228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД