Елена Тюляева
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни, представляется в современном обществе актуальной, своевременной и достаточно сложной и решать ее необходимо начиная с дошкольного детства. Прямым подтверждением тому служат нормативные документы федерального уровня. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2014 г. № 2765-р) особое внимание уделяется разработке и реализации комплекса мер по формированию ценностей здорового образа жизни среди обучающихся и воспитанников. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) физическое развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Комплексное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования полноценной личности. Наша задача, как будущих педагогов, постараться решить эту проблему в полной мере. Основное содержание жизнедеятельности ребенка в детском саду составляют разнообразные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и детей, взаимодействие со сверстниками. Целью оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации является создание устойчивой мотивационной потребности дошкольников в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка.
Как известно, система работы с дошкольниками предполагает различные сочетание различных форм работы - занятий, досугов, режимных моментов, спортивных праздников и досугов. Для успешного решения задач по формированию культуры здоровья и ценностного отношения к нему у детей, необходимо создание здоровьесберегающего пространства (предметная среда и т. д., реализация эффективных технологий и методик оздоровления.
Любая самая интенсивная и целенаправленная работа с детьми дошкольного возраста будет малоэффективной, если в нее не вовлекаются в семьи воспитанников. Только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников возможно решить проблему приобщения дошкольников к ценностям здорового образа жизни, обратить внимание родителей на существующие в обществе проблемы, связанные со здоровьем всего населения. В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 09.10. 2007 г. № 1351; новая ред. 01.07.2014) подчёркивается необходимость укрепления института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Изучив методическую литературу, актуальные нормативные документы, тенденции в обновлении содержания дошкольного образования, мы сформулировали цель нашей работы - разработка и частичная апробация проекта по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме физического развития детей дошкольного возраста;
- рассмотреть актуальные формы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни;
- разработать перспективный план проекта по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников на основе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй;
- частично апробировать проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями.
Цель и задачи выбранного направления работы решались посредством разработки и реализации познавательно-оздоровительного проекта «Уроки Неболейки» для детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями. Был разработан план-график мероприятий (Приложение 1).
Цель проекта: формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста и их родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств.
Задачи проекта:
- Создать комфортные условия для занятий физической культурой в дошкольной образовательной организации и дома, создать и поддержать интерес у детей к занятиям;
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- Вызвать интерес и привлечь их внимание к проблеме соблюдения здорового образа жизни в собственной семье.
На подготовительном этапе реализации проекта было проведены беседы с детьми и анкетирование родителей.
Опрос показал, что в понимании большинства детей быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, 99% детей ответили «Лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (тепло одеваться, когда холодно; не сидеть на сквозняке, то из-за этого можно заболеть. Для многих детей вредные привычки представляются очень привлекательными: «я очень люблю есть мороженое и много», «я люблю пить очень холодный сок», «я люблю долго смотреть телевизор», «я всегда бегаю по лужам, потому что мне так нравится» и др. Среди полезных привычек дети называют: «делать зарядку по утрам», «закаливаться», «чистить зубы», из вредных привычек дети называют: «есть немытыми руками», «пить пиво», «курить», «ругаться» и т. д.
Результаты анкетирования родителей выявили их заинтересованность и озабоченность проблемами здоровья семьи и готовы взаимодействовать с дошкольной образовательной организацией. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой и готовы оказывать помощь в организации двигательной деятельности детей в группе и на прогулочной площадке.
Далее были спланированы и реализованы ряд мероприятий проекта.
Проведена серия бесед «Как стать Неболейкой». В ходе проведения каждой беседы у детей формировались, закреплялись те или иные представления о здоровом образе жизни.
Наибольший интерес вызвал физкультурный досуг (совместно с родителями) на тему: «Праздник спорта и здоровья». Во время мероприятия дети и родители принимали активное участие в разнообразной двигательной деятельности.
Так как семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу, совместный досуг способствовал близкому эмоциональному общению детей и взрослых в разных ситуациях, которые естественно возникали в их совместной деятельности.
С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психофизического здоровья у детей была разработана и оформлена консультация «Красивая осанка – залог здоровья».
Таким образом, на основе наблюдения за участниками проекта и анализа проведённых исследований можно сделать вывод, что благодаря реализованным мероприятиям у детей сформировалось представление об основах здорового образа жизни, активно развивались двигательные умения и навыки. У участников проекта появилось желание сохранять и укреплять собственное здоровье. Родители познакомились с различными интересными, нестандартными упражнениями, которые можно использовать дома, пополнили свои знания и поделились опытом семейного воспитания о том, чем можно занять ребёнка летом, на прогулке и т. д.
На основе вышеизложенного, мы считаем необходимым при организации и проведении образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста шире использовать различные здоровьесберегающие технологии на основе проектной деятельности, что позволит заинтересовать детей и их родителей, в полной мере решить задачи обучения и воспитания.