Получи документы

Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста

Ольга Зыкова
Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы

Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении для детей негативных последствий пребывания в обществе, создании условий для удовлетворения потребностей и реализации интересов детей. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Публикация «Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию в дошкольном возрасте. Нужно сформировать у ребёнка представления о самом себе, о его

правах и обязанностях, и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, собы-

тиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. Одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребёнка от насилия и жёсткого обращения в семье.

Теоретические основы правового

воспитания

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Уже в XIX веке на страницах газет и журналов педагоги, врачи, учёные, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защищать права взрослых и детей.

Наиболее значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной организации «Международный союз спасения детей» Декларации «О правах ребёнка» (Женевская декларация, где впервые

была сформулирована и запечатлена мысль о необходимости особой защиты детей «ввиду их физической и умственной незрелости», что в дальнейшем

повторялось во всех последующих документах. Созданной Организацией Объединённых Наций (ООН) в 1945 г. была разработана и принята «Всеоб-

щая декларация прав человека», в которой провозглашены и сформулированы все основополагающие для человеческой семьи права и свободы, взаимоотношения личности и государства. «Всеобщая декларация прав человека» послужила развитию и принятию международных документов, в которых особое внимание было направлено на необходимость ограждать самых слабых — стариков, женщин и детей —от напастей войны. Были приняты такие правовые акты, как Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооружённых конфликтов, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. и др. Необходимость разрабатывать меры по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так, был создан Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ,который осуществляет международную защиту прав ребёнка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

Декларация прав ребёнка;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Конвенция о правах ребёнка — один из важнейших международных документов в области защиты прав детей. Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции «О правах ребёнка», которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

В данном документе впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребёнка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Таким образом, все государства, присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства

к конкретным мерам, способным серьёзно улучшить положение маленьких граждан. Основные права ребёнка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична.

Методические основы правового

воспитания

Цель воспитательно-образовательного процесса в детском саду: создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений следующие задачи:

помочь ребёнку понять и осмыслить свои элементарные права;

формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

развивать стремление ребёнка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами имеет пропедевтический характер и готовит ребёнка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем. Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления об их правах и свободах, закреплённых в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных

жизненных ситуациях.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Поэтому в дошкольном

учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребёнка, уважения его личности, а самому ребёнку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права.

Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение,

проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать её. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность. Правовое воспитание и образование ребёнка

гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием,а также тесно взаимосвязано с основными разделами базисной программы «От рождения до школы».Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей.

Каким образом должна быть построена работа по развитию у детей дошкольного возраста основ правового сознания?

Решением этой проблемы является организация воспитательно-образовательного процесса, направленная на формирование правовой культуры с использованием проектного метода. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Работа по данному вопросу решает следующие задачи:

• изучение нормативных документов педагогом и родителями;

• ознакомление с основными аспектами работы с детьми по правовому воспитанию;

разработка системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка.

На каждом этапе планировалась работа с детьми, работа с родителями и работа по созданию развивающей среды и методического обеспечения.

I этап работы

1. Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.

2. Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с их гражданскими правами.

3. Проведение анкетирования среди родителей группы, которое позволяет выявить их отношение к нарушению прав ребёнка, их юридическую грамотность и компетентность.

4. Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.

5. Планирование работы по правовому воспитанию.

I I этап работы. Практический

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребёнка и степени усвоения ими нравствен-

но-правовых норм поведения возможно путём проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребёнком. С целью выявить уровень правовой культуры дошкольников нами была проведена соответствующая диагностическая процедура. В результате проведения исследования было выявлено, что большинство (53,8 %) дошкольников данной группы имеют средний уровень развития правовой культуры. Высокий уровень правового воспитаниянаблюдается у 30,7 % детей. Низкий уровень правовой культуры выявлен только у двух человек группы, что составляет 13,4 % от всех участников исследования.

Наглядно отображает динамику развития уровня правовой культуры дошкольников сводная диаграмма по результатам проведения диагностики.

Детям дос тупны такие четыре группы прав:

1. Право на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье,жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей,

гражданство.

2. Право на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Право на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4. Право на свободу слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: «Я и мои права», «Я и права других людей». Это способствует пониманию следующих простых и одновременно сложных истин: «Мои права — это мои возможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека». Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности. Сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности за своё здоровье, необходимости его беречь и укреплять, осваивать способы оздоровления и безопасного поведения. Повысить уровень правовой культуры дошкольников помогают игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, праздники,концерты, беседы, экскурсии, чтение художественной,литературы, познавательные и развивающие игры,а также совместная и самостоятельная деятельность. Большая часть времени посвящена практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, прак-

тическим делам, различным творческим конкурсам,соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам (при этом учитывают эмоциональное восприятие).

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей : игровой, художественно-игро-

вой, драматизациях, продуктивной, трудовой. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить,смоделировать, видоизменить, сочинить. За основу была взята сказкотерапия — метод,использующий сказочную форму для интеграции

личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказки всегда служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Походы в сказочный мир развивают воображение ребёнка, учат свободно, не страшась опасностей,импровизировать, дают ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества, формируют детский опыт.

Каким образом посредством сказкотерапии удаётся достигать таких целей?

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя с самим собой, его собственного скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира.

Во-вторых, сказкотерапия нацелена на развитие самосознания человека. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации. Усвоение необходимых моделей поведения, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это ещё и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия — это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил, его социализации. Эта информация заложена в фольклорных сказках, преданиях, былинах, притчах.

Сказкотерапия является инструментом развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются фантазия

и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Сказкотерапия выступает как обогащение собственного опыта. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. Слушая сказки,ребёнок неосознанно накапливает символический «банк жизненных ситуаций». Если ребёнок начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Опираясь на педагогическую технологию (Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка, я пришла к выводу, что ребёнку легче будет понять юридически сложный «взрослый» документ, если он будет представлен ему в доступной форме, т. е. с использованием сказки: «Изучаем права вместе с любимым персонажем».

Так была выбрана сказка А. Толстого «Приключения Буратино». Чтение этого произведения стало первым знакомством детей с проблемой прав чело-

века, а герои сказки помогали разбираться в смысле и особенностях каждого права. Параллельно с чтением отдельных моментов сказки знакомила детей со знаками — символами «Права ребёнка». Так у нас появился «Цветик-Семицветик», каждый лепесток которого был соответствующим символом — правом.

1. Право на имя.

2. Право на

воспитание

в семье.

3. Право на

образование.

4. Право на лечение.

5. Право на отдых.

6. Право на защиту

от жестокого

обращения.

7. Право на жильё и его неприкосновенность.

Для того чтобы закрепить и обсудить представления детей о каждом праве, мы оформили папку «Права ребёнка» и собрали в неё иллюстрированные сказки, где «очеловеченные» зверюшки соблюдают (а не нарушают) права своих детёнышей. Провели занятие «Право на семью, заботу родителей, семейные связи». В начале занятия была проведена беседа: «Кого называют родственниками, что означает слово”род”». Используя фотографии, совместно с воспитанниками составили генеалогическое дерево. Также

данное занятие предполагает предварительную работу (дети слушали сказки «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Морозко»).

В разработанный цикл занятий вошли следующие:

«Право ребёнка на медицинскую помощь». Начинается данное занятие беседой «Откуда берутся болезни, кто и как заботится о здоровье детей»;

«Право на личное имущество». В это занятие входит чтение рассказа Н. Носова «Огурцы», беседа по содержанию, а также игра «Попроси игрушку»;

«Моя семья».ТПри знакомстве детей с правами были использованы разнообразные формы работы :

беседы: «Конвенция о правах ребёнка», «Имею право жить», «Без семьи нет счастья»;

чтение художественной литературы: русская народная сказка «Колобок», «Три поросёнка». Цель прочтения данных произведений — через сказку

показать, как могут быть нарушены права, как их можно защитить;

рассматривание иллюстраций: иллюстрации к литературным произведениям, демонстрационный материал «Права детей»;

театрализованная деятельность: инсценирование сказок «Колобок», «Три поросёнка»;

• просмотр мультфильма «Маугли» (для моделирования проблемной ситуации);

• дидактические и сюжетно-ролевые игры, праздники и развлечения.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребёнка в социальный мир. Например, детям предлагали понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло,воссоздавать зрительные образы. Этот приём способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет приём визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились до размеров муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребёнок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что всё живое нуждается в защите, а значит, и окружающие люди тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. Приём драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присущ «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая чёрствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать тёплые слова — это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям

разных героев. Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику,свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала

ведётся только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия,

игры, труд организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. После проведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права. Особое значение в жизни ребёнка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами.

Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возра-

стает. Поэтому необходимо совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями. В работе с родителями были проведены следующие мероприятия:

консультации: «Роль семьи в социально-нравст-

венном воспитании», «Реализация прав ребёнка

в дошкольном учреждении и в семье». Цель: по-

мочь родителям ознакомиться с правами детей

и правильно реализовывать их;

• стендовое оформление : «Правила поведения

взрослого при воспитании детей», «Наказывая,

подумай!», «Подумай зачем!». Цель: повышение

педагогической компетентности родителей;

• создание альбома «Я и моя семья», «Я имею пра-

во на отдых», «Мой дом — моя крепость», «Я ро-

дился в городе…» и т. д. ;

• привлечение родителей к проведению досугов,

развлечений и праздников;

• проведение родительского собрания на тему

«Поощрять или наказывать?».

Таким образом, идеи педагогической культуры, задачи воспитания и обучения родителей, их роль в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, помогут преодолеть неуверенность в своих силах; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снизить и упредить отрицательные явления.

Заключение

Проведё нные занятия по правовому воспитанию позволяют сделать следующие выводы:

Детям старшего дошкольного возраста (5–6 лет) доступна система знаний о правах человека, чётко структурно оформленная и опирающаяся на

следующие принципы отбора:

- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

- права, которые наиболее часто нарушают взрослые или другие дети;

- права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений;

формирование у детей 5–6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно значимым.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения «Формирование нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения» «Годы детства – это, прежде всего воспитание.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособийФормирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособий Мы все знаем, что сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Нельзя.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Консультация «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста» Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может.

Перспективное планирование по формированию правовой культуры у детей старшого дошкольного возраста Право на имяОрганизованная образовательная деятельность 1. По-разному зовут детей. Цель: Дать детям представление о важности права на имя,.

Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий Проектная деятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование инновационных.

Родительское собрание «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» План: 1. Вступительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 16:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зыкова (УИ 24230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД