Светлана Трибунская
Формирование нравственно-патриотических чувств в формате регионального компонента
▼ Скачать +Заказ
Патриотизм- это не доблесть, и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери. (В. В. Путин)
Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас у нас в детском саду. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему «Формирование нравственно- патриотических чувств в форме регионального компонента». И сегодня наш коллектив поделится опытом по данной проблеме.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств в формате регионального компонента» размещена в разделах
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своему месту рождения, к традициям народов, к истории своей страны, но и конечно же одно из самых важных- это любовь к своей семье.
Если нравственно-патриотическое воспитание дошкольников будет осуществляться с учетом современных условий, на основе программы, объединения усилий семьи воспитанников, общеобразовательного учреждения, то это обеспечит высокий уровень нравственно-патриотического воспитания.
Российское образование предполагало всегда не только получение необходимых для дальнейшей жизни знаний, но и формирование тех личностных качеств, свойств и навыков у дошкольников, без которых немыслима качественная социализация. Воспитание патриота своего села, города, страны, является той гарантированной основой, благодаря которой отношения человека с государством переходят на совершенно новую ступень.
В ходе нашей работы мы сформировали несколько программ, которые находятся под воспитательным воздействием «Ты, Кубань, ты наша Родина» и «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Маленькие Россияне»».
Система нравственно- патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детском саду.
Поэтому базой воспитания нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среде обитания ребенка.
Любовь маленького ребенка, особенно дошкольника, к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Прекрасные возможности в воспитании нравственности и патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, а так же с обычаями местности в которой ребенок проживает. Бытом и прикладным искусством, фольклором России.
С раннего детства мы начинаем формировать у детей нашего дошкольного учреждения светлое чувство любви к Родине. Для того чтобы сформировать любовь и уважение к своей Родине, работу необходимо проводить одновременно в трех направлениях: работа с родителями, работа с педагогами и непосредственно с детьми. Только так, комплексно, можно решить важнейший вопрос - воспитать и вырастить настоящих патриотов и достойных граждан нашей страны.
Одной из важнейших задач является работа с родителями, а именно знакомство с основами воспитания ребенка, которое состоит в заботе не только о физическом здоровье, но и о становлении духовного мира. Именно через родителей ребенок будет постигать основные нравственные законы страны, в которой он родился.
Педагоги прикладывают много усилий, чтобы научить ребенка любить свою Родину, свой дом, детский сад.
Когда мы подбирали материал для своей работы, мы ставили перед собой лозунг «…воспитать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них. Так же воспитывать патриотические чувства : любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувство сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножать его богатства».
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю является его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, родной улицей, городом, а за тем уже со своей страной, ее столицей, символикой.
Таким образом, система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей разделена на несколько блоков:
- «Моя семья»;
- «Мой детский сад»;
- «Мое село»;
- «Город, в котором я живу»;
- «Наша родина- Россия»;
- «Этот день победы»;
Изучение различных тем по нравственно-патриотическому воспитанию происходит на реальных объектах детского сада, что также способствует адаптации обучающихся в обществе, дошкольники могут не только изучать это в теории, но и закреплять полученные знания на практике.
Изучая блок «Моя семья» перед педагогами стоит большой рад задач: научить детей называть членов семьи; прививать чувство гордости за свою семью; прививать заботливое отношение к пожилым людям, родственникам; воспитывать уважение к труду родителей; прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нем порядок, оказывать помощь взрослым членам семьи. Изучение этого блока проходит в игровой форме, с помощью дидактических игр, сюжетно- ролевых, совместные с родителями праздниками и развлечениями, театрализованная деятельность, игры, концерты, рассматривание семейных фотоальбомов. Рисование на тему «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Я и моя семья». Составление рассказов на тему: «Дружная семейка», «Домашние праздники», «Животные в доме». Беседы: «Семейные традиции и праздники», «Как мы провели выходные», «Дом для моей семьи», «Фотовыставки», «Древо моей семьи».
Изучая блок «Мой детский сад» перед педагогами стоит следующий ряд задач: воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, их труду, желание оказывать посильную помощь; знакомить детей с территорией детского сада; воспитывать у детей желание поддерживать порядок на территории детского сада, бережно относиться к игрушкам, ухаживать за растениями. Изучение этого блока проходит в игровой форме, с помощью дидактических игр: «Кому что нужно для работы», «Кем быть?», «Мир профессий». Сюжетно- ролевые игры, экскурсии на почту, в библиотеку, по селу. Рисование детского сада, группы, друзей.
Изучая блок «Мое село», перед педагогами стоит ряд задач такие как: вызывать у детей интерес к своему селу, прививать чувство гордости за него; дать представления о транспорте села; учить правилам поведения в общественных местах; учить детей видеть красоту природы в разное время года; дать представления о водоемах села; познакомить детей с историей возникновения села; его названием; прививать бережное отношение к природе. Знакомство с селом происходит в ходе экскурсий в школу, в музей боевой славы, досуговый центр, по улицам. Так же участие в празднике «День района: Светлогорское сельское поселение», выступление на концерте, чтение детской художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций и картин о природе, календарные праздники.
Изучая блок «Город, в котором я живу» перед педагогами стоит рад задач: познакомить детей с городом, его достопримечательностями, символикой; вызвать восхищение его красотой; познакомить детей с историческим прошлым и настоящим Кубани, символика, развитие ремесел, природа Кубани, кубанский фольклор, знаменитые земляки. На территории детского сада сотрудниками детского учреждения была создана «Казачья хата», выставка «Кубанские ремесла», это те уголки детского мира где можно увидеть все своими детскими глазками, а самое интересное еще и попробовать это на деле. На территории был организован огород где дети сами трудились и выращивали для себя овощи, ягоды. Экскурсии по городу (по фотография и иллюстрациям, знакомство с памятниками родного города, экскурсия в городской музей, участие в праздниках «День города», «День района», игра- викторина «Знаешь ли ты Абинск?»,народные праздники совместно с участием родителей.
Изучая блок «Наша родина- Россия» перед педагогами стоит рад задач: познакомить детей с историей России, ее символикой; вызвать интерес к истории страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к ней; воспитывать у детей дух патриотизма; вызывать уважение к героям и ветеранам Великой Отечественной войне. Проходят игры соревновательного характера, беседы о разных национальностях, живущих в России, беседа о народном фольклоре. Рисование на тему «Моя Родина», «Флаг России», «Мы любим нашу страну». Составление рассказа «Страна, в которой мы живем», «Рассказ о Российском флаге».
Изучая блок «Этот день победы» перед педагогами стоит рад задач: воспитывать у детей дух патриотизма; любви к Родине; прививать уважение и любовь к ветеранам Великой Отечественной войне. Тематические занятия, изготовление открыток, участие в праздничном концерте «День победы», встреча с фронтовиками, чтение художественной литературы, заучивание наизусть тематических стихотворений, сюжетно- ролевые игры «Моряки», «Летчики», «Армия».
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о происходящих событиях. Олимпиада Сочи -2014 войдет в историю– дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну. Проведение мероприятий способствует
Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
Занятия по нравственно- патриотическому воспитанию предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у дошкольников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне детского сада. Воспитатель заранее планирует экскурсии, обстоятельно готовится к ним, знакомясь с работой учреждения, продумывая маршрут до места назначения, договариваясь с работниками этих учреждений о проведении экскурсии. От подготовленности экскурсии зависит то, как ребенок усвоит учебный материал и сформирует представления об окружающем мире.
В результате изучения и обобщения проделанной работы педагогическим персоналом МБДОУ детский сад № 6, у воспитанников данного учреждения имеются первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Представления о себе. Ребенок имеет представления о своем возрасте, половой принадлежности, рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представления о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях, гордится своей семьей, своими близкими, рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах.
Представление об обществе. Ребенок имеет представление о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе.
Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.