Лучший педагог года

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт

Екатерина Кияйкина
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих на территории республики, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Публикация «„Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников“, Инновационный педагогический опыт» размещена в разделах

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь именно в дошкольном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Одна из первостепенных задач педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, городу, стране, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей республики, страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, улице, родному городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. В своей работе я стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо природы и людей, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования у детей дошкольного возраста чувства патриотизма очень важно давать им начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, республике, родном городе, народе, обычаях, истории, культуре.

Работая по данному направлению, я ставлю перед собой следующие задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, детскому саду, городу, семье);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, людям пожилого возраста.

Теоретическая база опыта.

Теоретико-методологической основой моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОО.

Каждый автор видит по своему патриотическое воспитании дошкольников, проводя его через тот или иной вид детской деятельности. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

В современных трудах Л. А. Кондрыкинской, Т. В. Ивановой, Н. В. Алёшиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. И задача воспитателя выбрать из полученных ребенком впечатлений, наиболее доступные и необходимые ему: природа, животный и растительный мир, жизнь дома, улицы, двора, детского сада, родного края.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Неизмеримый вклад в разработку проблемы патриотического воспитания детей внес А. С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.

*Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкинской. -Москва: Сфера, 2006.

*Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель,2005.

*Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003.

* С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольников начиная с младшего возраста.

В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста я придерживаюсь важнейших педагогических принципов :

• Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт. Партнёрство и взаимодействие – основные формы общения педагога с детьми.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: Я - в мире человек, родная семья, родной город, родная страна.

• Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, фотографии семьи, города, памятников, достопримечательностей и т. д.

• Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Я учитываю, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Методы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:

• Целевые прогулки.

• Занятия с детьми.

• Игровая деятельность.

• Наблюдения.

• Беседы о родном городе, улице, стране.

• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Привлечение детей к посильному для них общественно-полезному труду.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда – уроженцам и жителям Мордовии.

• Ознакомление с произведениями народного творчества мордовских художников, скульпторов, писателей.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о городе Саранске, о республике, познакомиться с достопримечательностями родного города. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Кукла в национальном костюме, которая была помещена в уголок, позволяет детям познакомиться с национальным костюмом мордвы. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды. При создании предметно-развивающей среды мы обращали внимание на целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.

Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Поэтому для того, чтобы дети проявили интерес к стране, ее истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Важно пробудить интерес ребенка к истории своей семьи, детского сада, родного города. С этой целью мною был создан долгосрочный проект «Саранск – город будущего».

Работа по нравственному воспитанию ведется не только с воспитанниками, но и с родителями. Ребенок в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного и патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов по работе с детьми окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:

- «Я с бабуленькой своей»

- «Моя мама»

- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»

- «Город, в котором я живу»

- выставка рисунков «Мой любимый город»

- «Мой дом»

- «Моя малая Родина»

Разрабатываются семейные альбомы, журналы:

- «Вместе дружная семья»

- «Семейное древо»

- «Традиции моей семьи»

Обогащение детско-родительских отношений по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется с планом работы, который составляется на учебный год.

Анализ результативности.

Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста :

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и растительному миру у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

- на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о городе, стране, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях;

- все дети хорошо знают свое имя, фамилию, возраст, проявляют доверие к миру;

- проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс не простой и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей, надо уметь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка родителей в решении задач воспитания подрастающего поколения.

Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Прежде чем начать работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми, я постаралась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование среди родителей воспитанников. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на разные мнения, как правило, всем родителям хочется, чтобы их дети знали историю, традиции своего народа, семьи, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Представление педагогического опыта размещены в социальной сети работников образования «nsportal.ru» на моем мини-сайте, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.

Публикации по теме:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение к традициям и быту кубанских казаков 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через взаимодействие с семьями воспитанников В данной статье автор описывает детско- родительский проект, созданный для воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Инновационный педагогический опыт «Духовно - нравственное воспитание дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад № 79» Кажаевой Юлии Владимировны.

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту казаковВоспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту казаков Познавательный макет "На Кубани мы живём" воспитатель МБДОУ №9 "Золотой петушок" г. Тихорецка Серова Марина ВладимировнаПредоставленный.

Опыт работы по теме «Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСОГО ОПЫТА воспитателя Суворовой Елены Ивановны по теме "Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств.

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом» Введение Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Проблемы патриотического воспитания.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям.

Перспективный план работы по теме саморазвития «Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников» «Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников средствами ознакомления с родным краем» Возрастная группа: подготовительная.

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников Чувство патриотизма очень многогранно. Это и любовь к родным местам, и гордость.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведениюВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знание о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 12:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кияйкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД