Ханиева Фариза
Формирование навыков изобразительной деятельности детей раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных способов
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Публикация «Формирование навыков изобразительной деятельности детей раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных способов» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому-то ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаге, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышление;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, целью нашей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Определив цель, изучив работы различных авторов, найдя очень много интересных идей, мы поставили перед собой следующие задачи:
• Сформулировать у детей технические навыки рисования;
• Учить детей познавать мир и себя в нем через открытие цвета, формы, звуков;
• Развивать умение включаться в творческий процесс через словесные и физические действия;
• Упражнять детей в применении различных способов; нетрадиционного рисования (пальчиком, ладошкой, штампом и т. д.);
• Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.
Нетрадиционные техники рисования :
• Рисования пальчиками;
• Рисование ладошкой;
• Рисование коктейльной трубочкой;
• Рисование на песке, крупе;
• Снежные узоры;
• Рисование поролоновой губкой;
• Оттиск печатками картошки и пластиковой бутылки;
• Рисование ватной палочкой;
• Рисование жесткой кистью;
• Рисование готовыми трафаретами;
• Водная раскраска.
• Пальчиковый прием позволяет ребёнку осознать чувство ритма, вовремя остановиться, ему проще контролировать палец не желе инструмент в руке (карандаш, кисточку, фломастер) очень часто такой метод используют для доработки готового изображения.
• Рисование ладошками один из способов изображения окружающего мира. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции рисовать сюжетные картинки, коллективную работу. Переворачивая ладошку по-разному можно дорисовать разные детали и воплощать любые задумки, наслаждаясь цветом.
• Рисование коктейльной трубочкой помогает ребенку сразу получить готовые изображения (цветов, салютов, снежинок и др.)
• Очень часто начиная рисовать, ребенок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Манка, песок, снег разрушает все эти сомнения. Их податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности многократного повторения.
• В зимний период с помощью пульверизатора детки овладевают способом быстрого окрашивания снега. Данный способ развивает мелкую моторику и ручную умелость.
• Рисование поролоновой губкой позволяет детям контролировать окрашивание в пределах контура, тем самым опять же быстро получать готовое изображение.
• Оттиск печатками картошки и пластиковой бутылки позволяет использовать несколько техник одновременно: цветочек- печатью, листочек- пальчиком, яблоко- печатью, ствол- кистью.
• Ватная палочка используется в рисунке для получения мелких деталей: зернышки для птички, ягоды на ветке, бусинки и т. д. Главное в этом деле - желание рисовать.
• Жесткая кисть позволяет придать образу лохматость, рванность, объёмность, пушистость и т. д. (изображение животных, тучи, деревья)
• Трафарет позволяет получить готовый предмет, т. е. ребенок должен обвести линию четко по контуру.
• При использование водной раскраски, у ребенка вырабатываются навыки работы мокрой кистью.
• В рамках проекта «Дети любят рисовать», был проведен мастер- класс с родителями по нетрадиционным техникам рисования, в котором они приняли активное участие.
В заключении хотелось бы сказать: рисование для ребенка- радостный, вдохновенный труд, который очень важно поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Это и есть главный аспект нашей работы, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6
«Центр развития ребенка - детский сад». г. Кингисепп, Ленинградская область.