Виолетта Шилова
Формирование игровых навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего времени. Успешное решение ее во многом зависит то начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физиологического, умственного, нравственного и эстетического развития.
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Публикация «Формирование игровых навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
Игра –один из видов детской деятельности, который используется в целях воспитания детей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, в работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
К концу третьего года жизни, дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем году при правильном руководстве играми, он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенными- жестом, обозначающим умывание или не производя действия, заменить его выражением «кукла уже сама умылась».
Переход от действия к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а значит, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.
В нашей группе мы постарались создать все условия для полноценного физического и психического развития детей, тщательно продумывали размещение игр, пособий, игрушек в игровой комнате. В кукольном уголке поставили мебель (кроватку). В кукольной кроватке имеется комплект постельного белья. На кухне есть посуда: кастрюли, миски, чайная посуда.
Куклы женского пола одеты, как девочки. Одежда для кукол находится в шкафу, чтобы детки сами могли ее достать.
Выделено место в группе для моторно-двигательных, спортивных и сюжетных игрушек. На открытых полках разложен крупный и мелкий строительный материал. В книжном уголке дети могут рассмотреть иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, книги. Наши малыши любят самостоятельно рассматривать иллюстрации, рассказывать потешки, петь песни. Все игровые уголки расположены так, чтобы дети играя не мешали друг другу.
На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых, вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно- ролевых играх в совместной с малышом деятельности, я учу его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Все эти действия я показываю и объясняю. Я говорю: «Катя хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце, покачаю и спою песенку». Поиграв с куклой, передаю ее ребенку. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, я использую такой прием совместной игры, как предлагаю: «Давай, Виталина, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложечку…».
Для игр подбираю простые сюжеты с одним или двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама кормит дочку и ведет ее гулять. В основном сюжеты придумываю сама, но и использую литературные тексты, особенно нравятся детям стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Конечно, за основу дети берут мой образец, но постепенно они вносят в игру и сто-то свое, знакомое по собственному опыту. Не всегда малыши могут самостоятельно перенести действия, показанные мной, с одной игрушки на другую, тогда я предлагаю другие игрушки, с которыми можно выполнять те же действия (и кукла, и зайка тоже хочет спать).
Провожу наблюдения за окружающим, связывая с игрой. При этом внимание детей направляю на объект и действия, которые с ним производят. После наблюдения за действиями няни, предлагаю: «Давайте и мы помоем и уберем посуду на полку, и погладим белье нашим куклам. А где же у нас утюг и гладильная доска?» Так в сознании детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. А когда дети поучатся выполнять несколько связанных между собой игровых действий, я даю этим действиям общее название: «»Аня играет с куклой, смазывает кукле руку ваткой, ставит градусник, а я говорю «Ты лечишь куклу».
На этом этапе начинаю вводить в игры понятные детям роли, фиксируя внимание ребенка на сходстве его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор, лечишь». Для игры предлагаю детям атрибуты: «Доктору нужен белый халат. Возьми, Костя, ты у нас доктор». Так я фиксирую у детей начальные навыки ролевого поведения; учу их связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли.
Очень хорошо воспринимаются детьми совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» и т. д. В игре «Ладушки» я использую имена всех детей : «маслом поливала, детушкам давала; Саше два, Кате два….» при этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого и ребенка, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Затем мы эти игры переносим на игровые персонажи : мишку, зайку, котика…. Большое внимание уделяю развитию сенсорных способностей у детей. Сенсорное развитие- это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к такому разнообразному миру, совершенствования мышления и других психических процессов. В группе оборудован уголок сенсорики, где имеются мозаики, пирамидки, вкладыши, изготовлено панно, с помощью которого дети учатся застегивать и пристегивать пуговицы, упражняются в различении и названии цветов.
К концу третьего года могу отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договариваться с какими игрушками будут играть, развертывают небольшие сюжетные игры. Я тоже принимаю участие в играх детей, малыши с удовольствием угощают меня чаем или лечат.
Диагностика по развитию игровых умений детей, а также анализ уровня нервно-психического развития детей показали, что достигнуты ощутимые результаты. Совсем не говорящих малышей нет, все дети много общаются. Родители отмечают, что у детей появился интерес к чтению книжек, дома используют песенки и потешки, стараются вовлечь взрослых в свою игру. Дети с радостью идут в детский сад.
В своей работе с родителями по данной теме я использовала следующий материал: 1) КОНСУЛЬТАЦИЯ «Игра в жизни ребёнка», которая представляет собой пособие о ведущей деятельности у детей в раннем возрасте и варианты игр, в которые возможно поиграть с детьми дома, а также КОНСУЛЬТАЦИЯ «Поиграй со мною папа», в основном использовала эту консультацию с теми семьями, в которых ведущим родителем в воспитании является мама.