Муженникова Светлана Александровна
Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Публикация «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Задачи (старшая группа 5-6 лет) :
- уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора;
- знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
- знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
- продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Задачи (подготовительная к школе группа 6-7 лет) :
- систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
- продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;
- подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
- расширять представления детей работе ГИБДД;
- воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;
- развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Формы работы :
-НОД;
- беседа;
- рассказ;
- чтение художественной литературы;
- моделирование дорожных ситуаций;
- досуг - викторины;
- экскурсии;
-просмотр презентаций;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- словесные игры;
- встреча с сотрудниками ГИБДД.
Раздел «Ребенок на улице» знакомит детей с темами :
1. Устройство проезжей части.
2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
4. Правила поведения в транспорте.
5. Если ребенок потерялся на улице.
6. Правила езды на велосипеде.
7. О работе ГИБДД.
8. Регулировщик.
1. Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких машин они знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появиться машина, что тогда?».
2. Зебра, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности». Педагог объясняет, что светофор устанавливается на перекрёстках, пешеходных переходах и других местах оживлённого транспортного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев.
Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.
3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:
С предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);
С запрещающими («Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена»);
С предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»).
С информационно - указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»);
Объясняем, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Список дорожных знаков, с которыми знакомят детей, может быть шире или уже – в зависимости от личного опыта детей, места нахождения дошкольного учреждения.
4. Правила поведения в транспорте. Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:
входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через переднюю дверь;
маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров;
нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Педагог проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поедем на автобусе». Дети вместе с педагогом обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведёт автобус, объявляет остановки; контролёр проверяет билеты; пассажиры стоя на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами, вежливо обращаются к друг другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти», уступают место маленьким детям и пожилым людям.
Возможны также такие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?», «Ты с другом громко смеялся в автобусе, один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?», «Ты с бабушкой вошёл в автобус, свободное место только одно. Как ты поступишь?».
5. Если ребенок потерялся на улице. Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.
Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные.
6. Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и др. безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, т. к. они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребёнка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
Детям следует предложить различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Полезно разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».
7. О работе ГИБДД. Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) : «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолётах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешехода было безопасным».
Детям демонстрируются картинки с изображением патрульной машины ГИБД, вертолёта, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД. Можно пригласить работников ГИБДД в дошкольное учреждение.
8. Регулировщик. Педагог рассказывает детям о работе регулировщика, которые следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в чёрно- белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Желательно показать детям настоящий жезл или его изображение на картинке, прочитать соответствующие художественные произведения («Дядя Стёпа- милиционер»).
Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. Проводя работу по обучению ПДД, я использовала ее для усвоения дошкольниками норм и правил поведения.
Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учё том общедидактических принципов обучения:
Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Принцип наглядности- дети должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Принцип доступности обучения.
Принцип индивидуализации обучения.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения.
Свою работу в данном направлении я начала с оформления предметно-развивающей среды.
Оформление предметно - развивающей среды:
1. Разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
2. Оформлены картотеки дидактических и подвижных игр, наблюдений, экскурсий, досугов по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с ПДД на занятиях разного вида.
3. Изготовлен макет «Наша улица», с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, составлять безопасные маршруты от дома до детского сада.
4. Подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры, подготовлены атрибуты к сюжетно ролевым и подвижным играм.
(изготовлены дорожные знаки, макеты домов, макет светофора, атрибуты для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»).
5. Подобрала наглядный дидактический материал по ПДД.
6. Собрана библиотека детской художественной литературы по ПДД.
7. Создана видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые я использовала как во время образовательного процесса, так и в вечернее время.
8. Учитывая тот факт, что обучений детей ПДД должно быть увлекательным, подобрала с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте.
Работа с детьми
В своей деятельности в данном направлении я использовала следующие формы и методы работы :
- Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер: беседы по сюжетным картинкам: «История дорожного движения», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Правильная дорога домой и в детский сад», «Правила поведения в транспорте», «Регулировщик и его работа», «Зачем нужны дорожные знаки», «Велосипед на улицах города».
- Рассматривание альбома «Дорожные знаки», «Безопасность на дороге», которое обязательно сопровождается рассказом педагога. К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т. е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения.
- Проводя подвижные игры: «Умелый пешеход», «Воробушки и автомобиль», «Светофор»- у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.
- Дидактические игры: «Я - водитель», «Подбери знак», «Найди нарушителей», «Светофор и пешеходы», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Законы улиц и дорог». Дети знакомились с дорожными знаками, Перед детьми ставились всё новые и новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности. Активности мышления, умение применять знания на практике. В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний о назначении дорожных знаков. Большую помощь оказали в этом и с/ р игры: «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Семья».
- В подготовительной группе в игру вводятся моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий. Моделирование проблемных ситуаций с использованием макета «Город» : «Как пройти через дорогу».
- Большое внимание было уделено играм, способствующим развитию речи – словесные игры: «Хорошо-плохо», «Дорожные слова» «Составь загадку о транспорте», «Я знаю пять…».
- Встреча с сотрудниками ГИБДД. Дети больше узнали о работе сотрудников ГИБДД, познакомились с формой сотрудников, смогли не только поближе рассмотреть автомобиль ДПС, но и даже посидеть внутри, что вызвало огромный восторг у детей. После этой встречи многие ребята и даже девочки захотели работать в ГИБДД.
- Экскурсии. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги : вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. д.
На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
- Чтение художественной литературы всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий :
В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года», С. Михалков «Скверная история», С. Маршак «Милиционер». Отгадывание загадок по ПДД.
- Просмотр презентации «Правила дорожного движения». Педагог, углубляет и развивает знания, умения и навыки детей.
- НОД «Безопасность на дорогах», Знатоки дорожных правил».
- Рисование «Знаки ПДД», «Правила дорожного движения».
- Досуг – викторина «Знатоки дорожных правил» на закрепление правил ПДД, участвуя в котором ребята получили массу положительных эмоций.
Работа с родителями
Эффективность проводимой работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагоги не только учитывают это в собственном поведении, но и уделяют значительное внимание взаимодействию с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия: – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют (например, сложно объяснить детям, что надо переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)
Используются следующие направления во взаимодействии с родителями:
-Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
-Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?».
-Предлагаем родителям специальные задания: "Составь план своего маршрута от дома до детского сада"- они учат ребёнка видеть, предвидеть и избежать.
-Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле». В них мы напоминаем родителям, как правильно переходить дорогу с ребёнком, правила поведения в транспорте.
-Провела анкетирование родителей с целью выявления их понимания, связанного с соблюдением ПДД: «Грамотный пешеход».
-Хороший эффект в воспитании ребё нка в семье имеют буклеты-памятки с рекомендациями типа: «Как обучить ребёнка правилам безопасного поведения на дороге», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения», которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями.
-Еще одна форма работы с родителями, используемая мной, педагогические ширмы, в которых даём родителям чёткие. Практические советы по узкой теме. При этом ответы даё м только на интересующие их вопросы : что рассказать ребёнку, чему научить, на что обратить внимание.
Вышеперечисленные формы работы позволяют сформировать у родителей умение вести беседы с детьми дома, доносить необходимую информацию, доступную для понимания детям.
При выборе форм общения с родителями я руководствуюсь принципом отсутствия назиданий.
Использование разнообразных форм работ с родителями дает возможность более интересно и разнообразно представить материал и вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.
Таким образом, получаемые при изучении основ безопасности, связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность дошкольников, важнейшую для сохранения в современной жизни. Эта компетентность позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ; Мозаика-Синтез 2014г.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Основы безопасности детей дошкольного возраста-- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007г.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.
3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; - М. :ТЦ Сфера, Педагогика, 2015. – 130с.
4. Тимофеева Л. Л. «Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности».// Дошкольная педагогика. – 2013г.
5. Григорович Л. А. Опасные ситуации в жизни детей (продолжение) / Л. А. Григорович // Дошкольное воспитание
6. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. — М. : Просвещение, 2004. — 94 с.
7. В. А. Добрякова «Три сигнала светофора». Дидактические игры, сценарии досуга. Кн. Для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение. 2008.
8. Малюшкина. Е. А. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Романовой, А. Б. - М. ,2009.
9. Горина Л. Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе. [Текст] / Л. Н. Горина, А. А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010