Вероника Пучнина
Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняют познавательную, эстетическую и воспитательную функции.
Публикация «Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.
Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения. Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность. В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность, так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Овладение чтением является непростой и напряженной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических). Не все обучающиеся способны с легкостью овладеть чтением. Психофизиологической основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. Низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
Для обучающихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В нашем учреждении (ГБОУ ОКШ № 19) обучаются дети, имеющие задержку психического развития. Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Так, вплоть до IV класса большинство учеников с ЗПР преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их нормально развивающихся сверстников в этот период (от II к IV классу) интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание.
В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, дети-инвалиды. Часто наши обучающиеся имеют несколько диагнозов.
У большинства из них имеются различные речевые нарушения (алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи). У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у обучающихся совершенствуется навык правильности чтения. Обучающиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.
Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать, отсутствие положительного примера родителей являются актуальными проблемами при обучении.
Нельзя не выделить отдельно проблему дислексии. Это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций", у дислектиков наблюдаются нарушения внимания им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами".
Кроме того, дислексики часто путают правую и левую стороны. Основная работа по коррекции дислексии ведётся на логопедических занятиях в системе комплексной коррекционной работы с помощью известных приёмов.
Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. Уровень предлагаемого программного материала зачастую не соответствует способностям, возможностям наших обучающихся. Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к большим трудностям у обучающихся в формировании необходимого навыка.
Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих в ОУ.
Работая много лет с детьми, обучающимися в коррекционных ОУ, мы можем утверждать, что на первый план выходит задача повышения интереса к чтению у обучающихся. «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», - утверждает Е. Лупан.