МААМ-картинки

Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ

Вероника Пучнина
Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняют познавательную, эстетическую и воспитательную функции.

Публикация «Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения. Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, выразительность, правильность, осознанность. В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность, так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Овладение чтением является непростой и напряженной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических). Не все обучающиеся способны с легкостью овладеть чтением. Психофизиологической основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. Низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Для обучающихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В нашем учреждении (ГБОУ ОКШ № 19) обучаются дети, имеющие задержку психического развития. Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Так, вплоть до IV класса большинство учеников с ЗПР преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их нормально развивающихся сверстников в этот период (от II к IV классу) интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание.

В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, дети-инвалиды. Часто наши обучающиеся имеют несколько диагнозов.

У большинства из них имеются различные речевые нарушения (алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи). У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у обучающихся совершенствуется навык правильности чтения. Обучающиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать, отсутствие положительного примера родителей являются актуальными проблемами при обучении.

Нельзя не выделить отдельно проблему дислексии. Это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций", у дислектиков наблюдаются нарушения внимания им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами".

Кроме того, дислексики часто путают правую и левую стороны. Основная работа по коррекции дислексии ведётся на логопедических занятиях в системе комплексной коррекционной работы с помощью известных приёмов.

Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. Уровень предлагаемого программного материала зачастую не соответствует способностям, возможностям наших обучающихся. Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к большим трудностям у обучающихся в формировании необходимого навыка.

Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих в ОУ.

Работая много лет с детьми, обучающимися в коррекционных ОУ, мы можем утверждать, что на первый план выходит задача повышения интереса к чтению у обучающихся. «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», - утверждает Е. Лупан.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок»Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок» АктуальностьПоступление ребенка в школу, всегда волнующий момент. Все, без исключения, ждут «успешности» в обучении. Сегодня установлено,.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Интерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячомИнтерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячом Мяч - один из самых простых и доступных видов спортивного инвентаря, он хорошо знаком нам ещё с нашего детства и до сих пор не теряет популярности.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 12 июня 2023 в 20:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Пучнина (УИ 3156541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД